Подводя итоги уходящего года, мы решили выделить семёрку самых знаковых для всего 2011-го событий, бóльшая часть которых может оказать влияние и на год наступающий.
Арабская весна
Многие политические события 2011-го если для кого и стали сюрпризом, то только не для людей, знакомых с теорией русского учёного Александра Чижевского, проанализировавшего данные с V века до нашей эры по 1922 год и доказавшего, что на 3-летие максимума солнечной активности приходится более 60% мировых социальных потрясений. Пик активности нынешнего цикла выпадает на 2011-2013 годы, а первыми на случившиеся в жизни Солнечной системы перемены откликнулись темпераментные арабские и североафриканские народы. К наиболее плачевным последствиям привели волнения в Ливии, где в результате натовской интервенции централизованное государство прекратило своё существование, а его судьба удивительно напомнила Сомали и иные так называемые failed states (недееспособные государства).
Внезапные революции в странах Ближнего Востока проходили по однотипному сценарию, в результате чего власть переходила к «Братьям-мусульманам», и пока единственной в мире структурой, имеющей выгоду от напрашивающегося возникновения мощного панисламского пояса от Туниса до Пакистана, видится исключительно Пентагон. В ближайшее десятилетие он рискует недополучить добрый триллион долларов, и, чтобы спасти финансирование, ведомству жизненно необходимо ввязаться в крупномасштабную войну. Позволят ли ему это протестующие «99%» — совсем другой разговор, но, так или иначе, иных претендентов на роль «империи зла» у Пентагона сейчас попросту нет.
Японский Чернобыль
Мартовскую аварию на АЭС «Фукусима-1» в результате сильнейшего землетрясения и последовавшего цунами сразу же окрестили «вторым Чернобылем», и не напрасно. Катастрофа вынудила 80 000 японцев покинуть родные места и привела к крупнейшему в истории выбросу радиоактивных веществ как в мировой океан, так и в атмосферу — фукусимский цезий-137 позже находили и в Европе, и в США. Пока неясно, сколько ещё неприятных сюрпризов преподнесёт станция в обозримом будущем, ведь работы по деактивации АЭС займут не менее 30 лет.
Свадьба принца Уильяма
Чуть ли не единственным светлым инфопятном в весенней цепи бесконечно тревожных новостных поводов стала апрельская свадьба британского принца Уильяма и его избранницы Кейт Миддлтон. И пусть церемония в Вестминстерском аббатстве собрала только 1900 гостей, в прямом эфире её увидели 24,5 млн. одних только британцев и, по разным оценкам, от 300 млн. до 2 млрд. человек во всем мире. Простолюдинке Кейт так и не достался титул принцессы (она стала «её высочеством герцогиней Кембриджской»), и после свадьбы чета вернулась на остров Англси, где принц Уильям служит пилотом Королевских ВВС. Молодожёны там много востребованней, чем в Лондоне: так, совсем недавно принц принял непосредственное участие в поисках и спасении российских моряков с затонувшего в Ирландском море судна Swanland.
Ликвидация бен Ладена
Первой собственный рейтинг главных событий уходящего года опубликовала популярнейшая соцсеть Facebook, и лидирующую позицию в нём заняла смерть лидера террористической организации «Аль-Каида» Усамы бен Ладена. Операцию по его ликвидации в пакистанском городе Абботтабад американские спецслужбы провели в ночь на 2 мая, в результате чего невиданная активность пользователей соцсети Twitter достигла рекордных 3440 «твитов» в секунду, а количество запросов по сочетанию «bin laden» в поисковике Google выросло сразу на миллион процентов, вдвое побив свадебный рекорд принца Уильяма.
Прощание с Поттерианой
В июле мир прощался с Поттерианой: на экраны вышла вторая часть фильма «Гарри Поттер и дары смерти», завершившая экранизацию саги о мальчике со шрамом-молнией на лбу. Кассовые сборы картины составили $1,3 млрд., что стало третьим результатом за всю историю мирового проката после «Титаника» и «Аватара». Но даже без заключительной части Поттериана побила все мыслимые рекорды: создательница книги Джоан Роулинг стала вдвое богаче британской королевы, трио актёров Рэдклифф – Уотсон — Гринт расположилось на самой верхушке топа богатых молодых британцев, растянувшееся на доброе десятилетие ожидание конца саги сформировало целый HP generation, а сама Поттериана превратилось в явление того же порядка, что и феномен The Beatles почти полувековой давности.
Уход Стива Джобса
5 октября не стало Стива Джобса — харизматичного предпринимателя, которому всё же удалось выцарапать у смерти более семи лет жизни. Начав в 1976-м со сборки компьютеров в гараже, Джобс создал крупнейшую IT-компанию планеты Apple, пост гендиректора которой он оставил лишь за полтора месяца до собственных похорон. Макинтоши и макбуки, iPhone, iPod и iPad — гаджеты, без которых уже невозможно представить современный мир — появились в нём благодаря Стиву Джобсу, а потому неудивительно, что после сообщения о смерти основателя Apple к магазинам компании потянулись десятки тысяч людей не просто с цветами, но и с iPhone и iPad с портретами кумира и поминальными свечами на жидкокристаллических мониторах.
Смута в США и Европе
Глобальное протестное движение одними арабскими странами не ограничилось: в течение года своими выступлениями греческие народные массы не раз и не два чувствительно били по биржевым котировкам, в августе беспорядки охватили несколько городов Британии, а уже в сентябре в США появилось движение Occupy Wall Street («Захвати Уолл-стрит»), стремительно охватившее всю планету. Акции пока проходят по менее брутальному, чем на Востоке, сценарию, однако берлинские демонстранты уже пытались взять штурмом Бундестаг, лондонские — биржу, а несколько дней назад американским участникам движения удалось заблокировать работу трёх крупных портов на западе США — в Окленде, Портленде и Сиэтле.
Во что всё это выльется в году наступающем, для приверженцев теории солнечных циклов загадки опять-таки не представляет. События, пусть в разных регионах мира и иных вариациях, повторяются каждые 22 года — так называемый цикл Джорджа Хейла. Оттого 2010 год своим невероятным числом природных и экологических катастроф был очень похож на 1988-й, а 2011-й — на 1989-й, целиком и полностью прошедший под знаком перемен и откровенного насилия. Число «2012» невольно заставляет оглянуться на 1990-й и даже 1968-й — годы, круто менявшие ход как всей мировой политики, так и истории отдельных государств. В большинстве своём те перемены были позитивными — стало быть, у нас нет повода беспокоиться и на этот раз.
Андрей Беляев
«Пражский телеграф»
www.ptel.cz