Резерв раздора

Решение министерства промышленности и торговли ЧР по созданию резервов ядерного топлива ударяет по интересам рядовых акционеров энергетического гиганта ЧЭЗ.
Чехия намерена создать стратегические запасы ядерного топлива, чтобы обеспечить свою энергетическую безопасность. По данным газеты Е15, эти запасы должны гарантировать бесперебойную работу двух чешских атомных электростанций – АЭС «Темелин» и «Дукованы» на срок 4-5 лет. При этом, согласно предварительным оценкам, создание запасов топлива на 4 года обойдётся в сумму порядка трёх миллиардов крон.
Министерство промышленности и торговли ЧР во главе с Мартином Кубой уже начало переговоры по поводу создания резерва с компанией ЧЭЗ, которая является собственником чешских АЭС.
Исход этих переговоров, однако, предсказать в данный момент довольно сложно. Это уже не первая попытка чешского правительства решить вопрос энергетической безопасности страны в области атомной энергетики. Сегодня поставщиком ядерного топлива на обе АЭС является российская государственная корпорация ТВЭЛ. При этом, если говорить об АЭС «Дукованы», то ТВЭЛ – эксклюзивный поставщик, поскольку ни одна компания в мире не производит топливо для реакторов ВВЭР-440, созданных по советским технологиям и установленных на этой станции более четверти века назад.
Топливо для АЭС «Темелин» с реакторами ВВЭР-1000 теоретически может производить ещё и американская корпорация Westinghouse. Ранее эта корпорация предпринимала попытки начать поставки топлива на АЭС «Темелин», однако оно во время работы в реакторе у топлива проявились дефекты, которые могли серьёзно угрожать безопасности атомной станции. В 2006 г. тендер компании ЧЭЗ на поставки топлива для АЭС «Темелин» выиграла корпорация ТВЭЛ. Сейчас аналогичные проблемы с американским топливром решают украинские атомщики.
Возможно, если бы поставщиком топлива для чешских АЭС была европейская или американская компания, то чешское правительство забыло бы мантру об энергетической безопасности. Однако непрерывное повторение заклинаний об энергетической угрозе со стороны России привело к тому, что тема создания резервов в области энергетике стало модной в лексиконе чешских политиков.
Но для компании ЧЭЗ создание резервов топлива означает замораживание довольно значительных средств, к тому же, возрастают расходы на само хранение. ЧЭЗ является акционерным обществом. И хотя государство владеет значительным пакетом акций компании – практически 70%, тем не менее, оно не единственный акционер. И дополнительные расходы фирмы, пусть даже и в интересах государственной безопасности, ложатся на плечи акционеров ЧЭЗ, среди которых – сотни физических и юридических лиц. Не факт, что эти мелкие акционеры с пониманием отнесутся к борьбе чешских политиков с созданными ими же самими мифом об энергетической угрозе со стороны России и создание в ответ на этот миф дополнительных резервов.
К тому же, создание запасов на длительный срок ударяет по интересам ЧЭЗа как организации, которая эксплуатирует атомные станции. «Ядерное топливо постоянно развивается, создаются новые модификации с большей глубиной выгорания, более длительным сроком работы, более дешёвые для заказчика в эксплутации, — пояснил в разговоре с ПТ эксперт, шеф-редактор портала atominfo.ru Александр Уваров. – Эта работа ведётся непрерывно, и если ЧЭЗ создаст запасы топлива на срок 4-5 лет, то запросто может оказаться в ситуации, когда будет вынужден заводить в реакторы топливо устаревших образцов, в то время, как на других АЭС уже эксплуатируется более эффективное и экономически выгодное топливо. Не стоит забывать, что ядерное топливо – это высокотехнологичный продукт. И если телефоны, компьютеры и другие устройсва старятся в течение нескольких месяцев, то для топлива этот срок морального старения составляет несколько лет».
Тем не менее, министерство промышленности и торговли ЧР решительно намерено создавать резервы. Согласно проекту государственной энергетической концепции, которая должна быть вынесена на рассмотрение чешского правительства в августе этого года, в течение двадцати лет доля электроэнергии, производимой на АЭС, в общем балансе Чехии должна составить порядка 55%. Мартин Куба убеждён, что Чехия не может рисковать остановкой реакторов в такой ситуации.
Нельзя исключить и того, что ЧЭЗ и государство достигнут определённого компромиса. Например, ЧЭЗ на первом этапе будет оплачивать топливо на четыре года, а государство – на один год. Постепенно, по мере увеличения бюджета Государственного комитета материальных резервов, государство возьмёт расходы по формированию стратегического запаса ядерного топлива на себя.
Но это не отменяет главной проблемы – морального старения топлива. Российские технологи постоянно работают над новыми модификациями, и предлагает своим заказчикам более эффективное топливо. С этой точки зрения для ЧЭЗа нет смысла создавать запасы топлива на срок более одного года.

 

Наталья Корнелюк
«Пражский телеграф»