Экономический кризис в Чехии продолжается. Об этом свидетельствует растущее количество неоплачиваемых ипотек и аукционов, на которых потерявшие терпение банки распродают объекты недвижимости, принадлежащие неплатёжеспособным клиентам.
«Народное хозяйство страны оживает? Ничего подобного!» — скептически заявляют те, кто связан с риэлторским рынком. По их мнению, одним из значимых показателей продолжающегося кризиса на чешском рынке недвижимости является растущее количество аукционных торгов по продаже домов, квартир и других объектов.
Причём ситуация обостряется: если ещё в прошлом году банки были снисходительны по отношению к должникам и стремились помочь им посредством реструктурализации долга упростить возврат ипотечных кредитов, то нынче терпение финансистов явно на исходе, и они начинают активно принуждать должников к продаже недвижимости.
Добровольно…
Банк Raiffeisen решил для начала прибегнуть к более мягкой форме распродажи — так называемым добровольным торгам, которые проходят по предложению собственника имущества или лица, имеющего на то право (например, ликвидатора или конкурсного управляющего).
Согласно закону № 26/2000, продавать с торгов можно недвижимость, движимые вещи и имущественные права (например, дебиторские задолженности). Аукцион может организовать и провести только концессионный аукционер, который несёт полную ответственность за его законность и (на случай возникновения ущерба) в обязательном порядке застрахован. О проведении торгов аукционер сообщает с помощью объявления, в котором должен указать все необходимые данные о недвижимости: размеры стоимости (ориентировочно-прикидочной и стартовой), аукционного гарантийного залога, минимального повышения цены, а также два срока для осмотра выставленного на торги объекта недвижимости. Участвовать в аукционе может каждый, кто отвечает предписанным законом условиям. Главное — внесение залога, который составляет максимум 30% от минимальной цены и выступает в качестве обеспечения будущих обязательств участников аукциона.
Проведением аукциона управляет продавец. При равенстве нескольких предложений всё решает жребий. Участник аукциона, которому достаётся пресловутый удар молоточком, становится победителем торгов, приобретающим объект. Он обязан заплатить продавцу аукциона цену, достигнутую в результате торгов. Если речь идёт о сумме ниже 200 000 крон, то она уплачивается немедленно после окончания аукциона; сумма до 500 000 крон вносится в течение 10 дней, а более полумиллиона – до трёх месяцев с момента окончания торгов. После уплаты стоимости к победителю аукциона переходит имущественное право на приобретённый объект.
… и принудительно
Более строгие правила, нежели для торгов добровольных, действуют в отношении принудительных аукционов, которые проводятся по предложению залогового кредитора, причём даже против воли собственника предмета торгов. В отличие от добровольных аукционов, участие в них исключено для должника и его супруга-супруги. Да и само это мероприятие «аппетитнее» для его устроителей-организаторов. Если в случае с добровольными аукционами вознаграждение для аукционера составляет 3–7% от выторгованной суммы, то при недобровольных торгах закон увеличивает эту сумму (без НДС) до 10% от цены, достигнутой на торгах (максимум – миллион крон плюс 1% с суммы, превышающей 10 миллионов крон).
Таким образом, для продавца аукциона принудительные торги — это вполне приличный бизнес. Например, осенью этого года должен состояться, очевидно, крупнейший недобровольный аукцион недвижимости в Чехии. Его предметом станут земельные участки и производственный цех пражской компании Cambados, у которой возникли проблемы с возвратом долга. Минимальная цена — около 300 миллионов крон. «Много лет у нас не было таких крупных принудительных торгов», – довольно потирает руки в предвкушении прибыли Мирослав Гайек, гендиректор аукционной компании Naxos, которая и собирается провести эту продажу не позднее октября.
Кстати. Молодёжь выбирает новые квартиры
Согласно исследованию, которое провели девелоперская компания Bemett и консалтинговая фирма HypoAsistent, новые квартиры в Чехии покупают, прежде всего, молодые люди в возрасте до 35 лет. Клиенты сейчас могут выбирать подходящую квартиру из десятков свободных жилищ в завершённых проектах так называемых резиденций; тем не менее, большинство будущих владельцев выжидает в надежде на дальнейшее снижение цен. Нынче новое жильё покупают, по большей части, те, кто вынужден это делать: граждане, ожидающие рождения потомства, решившие развестись или жениться. Девелоперы усиленно убеждают народ в том, что инвестиция в личное жильё разумна и полезна. Мол, если вы купите новую квартиру 2+kk близ Праги за 1,9 миллиона крон, вложив сейчас в это дело 200 000 крон, а оставшуюся сумму покрыв ипотекой, то месячный взнос в банк в течение следующих 30 лет будет равняться 9 000 крон. Столько же вы за это время заплатите за аренду квартиры. Правильно ли считают такие арифметики — решать вам, уважаемые читатели.
ИнформПрага