Долгая дорога в степях

Амбициозный проект чешской компании Falkon Capital по строительству города «ветряков» в Калмыкии вновь затягивается. Эксперты вообще сомневаются в его целесообразности.

Заместитель министра экономического развития и внешнеэкономических связей Калмыкии Чингис Нимгиров на днях заявил, что пуск двух новых ветряных электростанций состоится в конце мая. Тот же Нимгиров в феврале уже говорил о переносе сроков пуска «ветряков» и обешал «непременно» их запустить в конце апреля. 

Ветряки выпускает компания ČKD Nové Energo по лицензии немецкой фирмы «Венсис». Первые ВЭС будут мощностью 1,2 МВт. Неподалёку от них будет построено ещё 11 более мощных электростанций. Предполагается, что весь проект, в рамках которого в Калмыкии будет создан «ветряной город» из 50 ВЭС, реализуется до 2012 г. «Ветряной город», согласно планам авторов проекта, будет вырабатывать 150 МВт электроэнергии, благодаря чему Калмыкия войдёт в число экспортёров электричества.

Проект, однако, вязнет. Соглашение между чешской компанией Falkon Capital, известной сделками по деблокации российского долга, и правительством Калмыкии было подписано в июне 2007 г. Предполагается, что всего в создание «ветрогорода» будет вложено более 266 млн. евро, из которых 235 млн. будет обеспечено за счёт кредита Чешского экспортного банка, 15,5 млн. евро вложит сама Калмыкия, а оставщиеся деньги будут собственными средствами инвестора. Ожидаемый срок окупаемости проекта – 7-8 лет.

Эксперты, однако, напоминают, что основной недостаток ветряных электростанций – непостоянство силы ветра. Несмотря на то, что погодные условия в Калмыкии подходят для установки «ветряков», никто не может гарантировать стабильность потока в степи, а без этого невозможно точно рассчитать нагрузку на сети. Для того, чтобы не допустить провалов  в поставках электроэнергии, в республике необходимо дополнительно создать альтернативные источники энергии, которые могли бы компенсировать потери от безветрия. Такими резервными источниками могут быть, к примеру, солнечные станции либо гидроэлектростанции. Но строительство резервных мощностей потребует дополнительных затрат, которых проект не предусматривал. У правительства Калмыкии пока нет ответа на вопрос, кто может стать новым соинвестором проекта.

В 1993 г. свои «ветряки» в Калмыкии начинала строить компания «РАО ЕЭС», ИЗ предполагавшихся 22 МВт электроэнергии было построено только две ВЭС общей мощностью 22 МВт. Они также прорабтали недолго, и вскоре были закрыты. Официальная причина прекращения их работы так и не была названа, но неофициально говорят, что неправильно выбранное место для постройки ВЭС привело к нестабильности в их работе.

Неоднократно  отмечалось, что «ветряки» создают массу неудобств местным жителям. Во-первых, они занимают очень много места. Во-вторых, они очень сильно гудят, поэтому их устанавливают как можно дальше от мест проживания людей.

Глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов считает, что звание «нового Кувейта» стоит всех эти проблем, поэтому «ветрогороду» рядом с Элистой быть.

Мария Федорина

«Пражский телеграф»