Птица счастья выбрала меня

67-ой День Победы в этом году запомнится мне на всю оставшуюся жизнь. По приглашению правительства Санкт-Петербурга и при содействии посольства РФ я оказался в числе нескольких десятков, живущих сейчас за пределами России бывших защитников и жителей блокадного Ленинграда.

 На праздничном концерте в питерском зале «Октябрьский», обращаясь к собравшимся ветеранам, известный певец и композитор, врач по профессии, Александр Розенбаум пожелал всем нам прежде всего доброго здоровья, а исполнители из белорусского ансамбля «Песняры» добавили, что для полного счастья нужна еще и удача. Уверен, что правы и тот и другие.

Лично мне повезло многократно

Во-первых, отступая вместе с войсками Красной армии с Карельского перешейка в город осенью 1941 года, мой отец пренебрег деликатесами, бесплатно выставленными на прилавках пригородных магазинов, а взял на плечо большой деревянный ящик с бутылками рыбьего жира. Без этого самую холодную и голодную первую зиму блокады было бы не пережить. А деликатесами, как рассказывала мама, были банка шпрот, пакет риса и горло убитой лошади, которые привез мой дядя, воевавший на Ленинградском фронте.

Во-вторых, немецкая авиабомба, прошившая два верхних этажа шестиэтажного дома на Таврической, где мы жили, застряла на нашем четвертом, но почему-то не взорвалась В результате, в свои три года отроду я отделался тогда лишь испугом и частичной потерей слуха.Так что от блокадных переживаний в памяти осталитсь отдельные моменты, да и то скорее со слов чудом выживших родителей. А еще, с тех далеких времен не переношу, когда люди выбрасывают еду, прежде всего, хлеб.
В-третьих, послевоенная жизнь сложилась удачно. Школа с медалью, московский иняз с красным дипломом, приглашение на работу в престижный международный журнал в Прагу. Это было 50 лет назад, а позднее, много повидав в журналистской жизни, решил остаться в этом прекрасном городе и не жалею об этом.

Полдня, проведенные на Пескаревском мемориальном кладбище были самыми волнующими часами этого праздника со слезами на глазах в сегодняшнем Санкт-Петербурге. Город встретил нас как героев. Было как-то стыдно отнести это на свой счет. Но в отличие от меня, чья заслуга лишь в том, что выжил, там собрались и оставшиеся еще в живых настоящие герои – те, кто защищал город с оружием в руках, те, кто дежурил на крышах во время бомбежек и голыми руками гасил в ящиках с песком зажигательные бомбы, кто падал от голода и усталости в цехах военных заводов.

Самая представительная группа ветеранов прибыла в Питер с Украины. Были там и наши соотечественники из Белоруссии, Молдавии, стран Балтии, Кавказа и Средней Азии, из Франции и Италии, США. Канады, Израиля и Финляндии и Центральной Европы – словом, полный интернационал. Объединяло всех не нынешнее гражданство или место жительства, а личная причастность к подвигу блокадного Ленинграда.
Моего соседа по экскурсионнму автобусу буквально осаждали фотографы. Высокий худой человек в остроконечной войлочной шляпе с десятками орденов и медалей на груди. В будущем году Джаманкулов из Бишкека, даст бог, отметит свое 90-летие. Родился и учился в столице Киргизии, которая тогда называлась Фрунзе, По призыву прибыл на Ленинградский фронт пехотинцем. На курсах в осажденном городе освоил военную профессию танкиста и на своей боевой машине победно прошел всю войну. Вернувшись домой, окончил юрфак университета и всю жизнь служил в органах правосудия.Сейчас, насколько позволяет здоровье, выступает в школах Бишкека не столько с воспоминаниями, сколько по правовым вопросам нашего времени. Вот перед кем хочется снять любой головной убор.

Возвращаясь к птице удачи, хочу сказать, что блокадников становится все меньше. Кто бы ни правил страной, они всегда уважались народом, а нынче и государством. Похоже, канули в лету времена, когда соотечественников, по разным причинам оказавшихся за рубежом, власти держали за предателей. Заботливое уважение, которое мы ощутили со стороны правительства Петербурга и многих десятков посольств России по всему свету, трогательно и поучительно.

Владимир Шелепин, член Союза журналистов России
Прага-Санкт-Петербург-Прага, май 2012.