Акт вандализма, или день Победы во Львове

Нападение на ветеранов, произошедшее во Львове 9 мая, не только показало насколько силен раскол в украинском обществе, но и преступное бессилие центральной власти контролировать внутриполитические процессы, происходящие в обществе.
Кадры, на которых толпа разъяренных молодчиков атакует автобус со стариками и детьми, оскорбляет героев войны, жжёт георгиевские ленточки и топчет цветы, облетели весь мир. Казалось бы, этого погрома должно быть достаточно, чтобы показать свое отношение к итогам Второй мировой войны. Но националисты решили пойти до конца – заблокировали все подступы к мемориалу и напали на российского консула.
Примечательно, что местные омоновцы не вмешивались в происходящий у них на глазах беспредел до тех пор, пока разгоряченные националисты в масках не стали задирать их самих.
Похоже, что невмешательство – это политика не только украинских правоохранительных органов, но и правительства в целом. Официальный Киев отреагировал на нападение с опозданием. Если бы не требования депутатов Верховной Рады, неизвестно, были бы вообще какие-либо комментарии. Только после прямых обвинений в бездействии в адрес президента страны Янукович выступил с заявлением.
Стоит отметить, что накануне 66 годовщины победы Верховная Рада приняла закон об использовании на праздновании 9 мая Знамен Победы. Тех самых, которые впоследствии сжигали и рвали на части львовские националисты. В действиях погромщиков власти не нашли ничего криминального, так как выяснилось, что к тому времени вышеназванный закон еще не вступил в силу – его по неизвестной причине не успел подписать президент.
Слишком много совпадений для простой «хулиганской выходки». Именно так квалифицируют власти Украины львовский инцидент. Может и не стоит сомневаться, что этот погром был хорошо спланированной провокацией, цель которой пошатнуть и так хрупкие российско-украинские отношения.
Уже несколько лет Россия и Украина кропотливо и очень деликатно, чтобы не затрагивать «болезненных тем», налаживают взаимоотношения. Положение Януковича в политической системе страны укрепляется с каждым годом, но одновременно против него консолидируется сильная и агрессивная оппозиция. А для победы над ней, как и раньше, может понадобиться поддержка России, которую многие украинцы считают такой же родиной, как и свою страну. На востоке Украины избиение ветеранов вызвало такую же бурю негодования, как и в России. Потеря поддержки в восточных областях, то есть отказ от своего основного избирателя для Януковича – равно политическому самоубийству.
Тогда остается неясным, почему он так долго держал паузу и лишь через четыре дня дипломатично назвал происшедший во Львове акт вандализма событием, которое «побуждает его к размышлениям и порождает вопросы», мягко добавив, что «память ветеранов ни в коем случае нельзя унижать».
Создается впечатление, что конфликт между восточной и западной Украиной Януковичу даже на руку. Он деликатно дистанцировался от критики националистов. Не исключено, что в будущем президент попробует использовать львовский погром для установления жесткого контроля над политическими процессами в Западной Украине. Если это, конечно, не вычурная попытка «понравиться» националистам и зарегистрировать себя «молчаливым» сторонником их политики. В любом случае, президент Украины должен понимать, что нападение на стариков и детей вряд ли поможет формированию позитивного политического имиджа даже у крайних националистов. Люди в масках, громившие автобусы с ветеранами и нападавшие на женщин, скомпрометировали себя даже в глазах радикалов. Ведь запугивание детей и оскорбление беспомощных стариков – это не уличные бои с милиционерами и даже не нападение на политических оппонентов.
Арам Тер-Газарян