Петр Брох – герой нашего времени

Вторая мировая война была самой жестокой и кровавой войной 20-ого века. Сегодня невозможно полностью представить себе события тех дней, это всё надо было пережить и увидеть собственными глазами. Враг был беспощаден и не знал жалости.   Обычные люди ценой собственной жизни отстаивали будущее своей страны, своих детей. Именно таким ветеранам, как генерал-майор Петр Брох, мы благодарны за сегодняшний день.

 

Петр попал в партизанский отряд, когда ему было всего 11 лет. Маленьким мальчиком он прошёл через все ужасы войны. О партизанских заданиях, карьере мясника и беседах с детьми генерал-майор Петр Брох рассказал в интервью выпускающему редактору «Пражского телеграфа» Наталье Лисняк.

 

Вам было всего 10 лет, когда началась Великая Отечественная Война. Как Вы узнали об этом страшном событии?

 

Это случилось 22 июня 1941 года. В нашей деревне немцы были уже 7 июля, всего через две недели после начала войны. В этом же году мы основали партизанский отряд, в который входила вся наша деревня. Руководил отрядом генерал Сабуров. Мы с мамой тоже были зачислены в партизаны.

 

Много было в партизанах детей Вашего возраста?

 

Детей было много. Партизаны взрывали поезда, поджигали военные склады, перерезали провода. Изловить их было очень трудно. Свой первый орден я получил в 12 лет за выполнение такого задания. Я должен был взорвать немецкий эшелон, на котором перевозили 22 танка. Задание я выполнил, погибли 700 немецких солдат и офицеров (см. «Пражский телеграф» №8(44). Я также взорвал два транспорта за городом Бердичевым и мост в селе Подолянцы, на котором был немецкий эшелон. Подобные задания выполняли, в основном, ребята моего возраста, потому что именно дети меньше всего привлекали внимание при проведении таких операций.

 

Но Вы же были совсем ребёнком! Неужели Вам абсолютно неведомо чувство страха?

 

Когда человек очень молод, он не воспринимает это так близко к сердцу и не осознаёт полностью всей опасности. Моя мама всегда умирала за меня. Каждый раз, когда я шёл взрывать фашистские поезда, она прощалась со мной навсегда, потому что никто не знал, вернусь я обратно живой или нет. Но я прошёл всю войну и ни разу не был ранен. Наверно, родился в рубашке.

 

Какие моменты войны остались в Вашем сердце навсегда?

 

Самое страшное время было связано с партизанским отрядом. Это была опасная работа. Конечно, к 1943 г. мы практически все уже были героями, но через что нам пришлось пройти, чтобы получить эти награды! Я видел, как умирали люди, среди которых были маленькие дети. У нас в деревне был колодец, в котором немцы утопили 36 детей. Эти страшные моменты войны я не забуду никогда. Встречаясь с боевыми товарищами, мы часто вспоминали всё это. Слёзы на глаза наворачивались, да мы и не сдерживали этих слёз.

 

А как часто Вы встречались со своими боевыми товарищами?

 

Раньше довольно часто. Мои товарищи даже приезжали ко мне в гости в Прагу. Мы гуляли по Вацлавской площади, ходили в театры. Но время, увы, неумолимо, оно унесло жизни многих из них. Сейчас их осталось лишь трое.

 

Как складывалась Ваша судьба после окончания войны?

 

Когда закончилась война, я решил освоить какое-нибудь ремесло, поэтому пошёл учиться на мясника. Но моя «мясная» карьера длилась недолго. Директор нашей фермы быстро обучил меня этому делу и однажды, дав мне в руки топор, отправил на «задание». Так как дело я имел с мясом, то мои руки были в жире. Топор выскользнул из моих рук и попал по ноге директора. После этого инцидента мне пришлось подыскивать новое занятие. Я пошёл учиться на автомеханика. Но в 1950 г. мне пришла повестка в армию, куда мне после стольких лет войны совсем не хотелось. Мне посоветовали поступить в офицерскую школу, чтобы избежать службы в армии. Я так и сделал. После двух лет обучения в офицерской школе я получил звание лейтенанта, а в 1955 г. уже был старшим лейтенантом.

 

Вы служили в воздушно-десантных войсках. Часто приходилось прыгать с парашютом?

 

Очень часто. За моими плечами 700 прыжков с парашютом. Кроме того, во время службы в этих войсках я овладел техникой каратэ и до сих пор помню все эти приёмы.  Недавно на Центральном вокзале ко мне подошли двое и начали требовать кошелёк. Ну, я быстро расправился с ними, одному, кажется, даже сломал руку.

 

Да, Вы – просто мастер боевых искусств. А прыжками с парашютом тоже продолжаете заниматься?

 

Нет, сейчас я бы не отважился на прыжок, потому что парашюты стали плохими, некачественными. Недавно несколько парней даже погибли из-за того, что парашют не открылся. Раньше такого не было.

 

Сейчас Вы работаете в редакции коммунистической газеты «Диалог». Как Вы относитесь к тому, что нововведения министерства образования Чехии приравняли коммунизм к фашизму?  

 

Я часто провожу беседы с молодыми людьми в школах и университетах, в которых рассказываю о том, как всё было на самом деле, знакомлю их с настоящей историей. В этом году был особенно напряжённый график, я посещал разные учебные заведения практически каждый день. Последний раз беседовал с одиннадцатилетними школьниками. В ходе этой беседы дети забрасывали меня вопросами, их всех интересовало, почему учителя в школах не рассказывают им этого. В конце выступления ко мне подошла вьетнамская девочка и поцеловала меня в знак благодарности за мой рассказ.

 

Вы часто бываете на Житомирщине в родных местах?

 

Я очень долго там не был (около двадцати лет), но в этом году в январе наконец-то побывал в Житомире на 65-й годовщине освобождения Украины Красной армией. Мне тогда вручили форму, специально привезённую для меня из Москвы генерал-полковником Александровым и сыном самого Калашникова. Мне, конечно, пить не положено, но я всё-таки по такому поводу немножко пригубил.

 

 

 

Вставка:

 

Генерал-майор Петр Брох родился в селе Ольшанка Чудновского р-на, Житомирской обл. (Украина), в семье волынского чеха и украинки. Попал на войну, когда ему было 11 лет, с 1941 по 1944 г. воевал в партизанах в отряде генерала Александра Сабурова. В 12 лет молодой боец получил орден Боевого Красного Знамени за выполнение опасного задания. 4 апреля 1944 г. был награждён орденом Красной звезды. 9 мая 1945 г. Петр Брох вошёл в Прагу пятнадцатилетним мальчиком в составе специальной разведгруппы. После окончания войны освободитель Праги остался жить в Чехии. В 1952 г. окончил офицерскую школу, получил звание старшего лейтенанта. Несколькими годами позже Петр поступил в воздушно-десантные войска. В 1970 г. поступил в Высшую партийную школу в городе Находе. После окончания школы был ответственным по военным делам в контрольно-ревизионной комиссии ЦК КПЧ. Сейчас генерал-майор в отставке Петр Брох живёт в Праге, работает в редакции коммунистической газеты «Диалог», проводит беседы с учащимися школ Чехии о днях войны.