Любовь можно заменить каплями, таблетками и уколами: учёные разделили чувства и эмоции на ингредиенты – гормоны и феромоны. Желания животных уже работают
управляемо. Но чтобы «очеловечить» сложную рецептуру приворотного зелья, нужен человек с нечеловеческим носом.
Запах любви
Жан-Батист Гренуй, герой романа Патрика Зюскинда «Парфюмер», запахом любви подчинил себе и палача, и толпу людей, жаждущих его казни. Его духи – «аромат, внушающий чувство истинной любви» – возбудили плотскую страсть и желание любить друг друга здесь и сейчас.
Согласно современным знаниям о химии любви, ингредиентами аромата Гренуя были феромоны. Именно эти вещества – продукты внешней секреции – информируют адресата о видовой принадлежности, настроении, физиологическом состоянии, половой зрелости и других особенностях источника запаха на расстояние до нескольких километров. Гренуй экстрагировал из тел своих жертв релизеры – тип феромонов, побуждающих к немедленным действиям.
У насекомых учёные выделили сотни феромонов, а химики создали синтетические аналоги, которые применяются в сельском хозяйстве в качестве репеллентов и ловушек. В международной базе феромонов (www.pherobase.com) числятся биологически активные вещества более 7000 видов животных и 1700 видов растений. Здесь же представлены формулы и 3D-портреты молекул. Эти соединения вызывают у цели панику или страх, заставляют немедленно спариваться или бежать (лететь) прочь, блокируют беременность или ускоряют процесс созревания.
Правда, абсолютно одинаковую реакцию феромоны вызывают не у всех. С позвоночными (особенно с человеком) дела обстоят намного сложнее. «Поведение и реакции позвоночных зависят от многих факторов – комбинации нескольких раздражителей. По этой причине выделить и обозначить конкретную функцию определённого человеческого феромона учёным пока не удалось.
Нос как орган любви
Свинья, учуявшая запах хряка, немеёт в ожидании секса. Такая реакция – результат действия всего одной молекулы, которую химики уже синтезировали и применяют в сельском хозяйстве для искусственного осеменения. Самцы насекомых (пчёлы, бабочки, шелкопряды и прочие) благодаря единственной молекуле находят и выделяют из целого роя пассию, подходящую для спаривания. Реакции животных на феромоны одинаковы и не зависят от того, удался хряк рылом или нет.
У человека тоже есть феромоны. Уже выделено несколько десятков молекул, в том числе и аттрактантов – сексуальных «привлекалок». Но вот незадача: своими феромонами мужчина не вводит женщин в состояние оцепенения и ожидания немедленного секса. Более того, не на каждую женщину захочет мужчина тратить свои силы. Неужели мы хуже мух и свиней?
Все позвоночные воспринимают феромоны дополнительным органом обоняния – якобсоновым органом. Это пара длинных трубок, задние концы которых заканчиваются слепо. Спереди каналы органа открываются либо в носовую полость (у сумчатых и грызунов, например), либо (и чаще) – в ротовую. Якобсонов орган содержит клетки, отростки которых формируют отдельную ветвь обонятельного нерва. Диаметр трубок у человека 1 мм, длина – 1 см. Ранее якобсонов орган у человека считался то ли атавизмом, то ли рудиментом. Долгое время учёные не понимали, у всех ли людей он есть, и работает ли вообще. В середине 80-х годов XX века биологи (Моран и Джефек) показали, что орган Якобсона – не атавизм и есть у всех. А в 90-х годах учёные из Университета штата Юта показали, что он работает: андростадиенон и эстратетраенол (мужской и женский феромоны, выделяющиеся вместе с потом) вызывали в органе мужчин и женщин
разные ответы.
Феромоны у человека
Вопрос значимости феромонов у человека остаётся спорным. Есть подтверждения того, что людям феромоны не чужды, хоть и непонятно, работает ли у людей нужный орган. Так, Ян Гальвичек показал, что мужчинам видятся привлекательными женщины, готовые к оплодотворению. Он провёл интересный эксперимент: в течение месяца двенадцать женщин не пользовались дезодорантами или парфюмерией и носили под подмышками ватные тампоны. Мужчины-добровольцы нюхали ношеные ватные прокладки, выбирая самые привлекательные запахи. Испытуемые не всегда могли описать аромат, но им всем нравились запахи женщин, вступающих в овуляцию. Получается, что одна и та же женщина в разные периоды вызывала различное отношение противоположного пола к себе. Заметьте, у мужчин не было никаких визуальных ассоциаций: они получали только ватные тампоны и ничего более.
В дикой природе самцы из стаи или роя самок тоже выбирают ту, которая готова к размножению; неплодотворная любовь их не интересует, даже если самка очень хороша собой.
Женщины тоже выбирают мужчин, что в своём эксперименте показали учёные из Новосибирска под руководством Мошкина. Студентки оценивали фильтровальные бумажки, пропитанные потом успевающих и неуспевающих студентов
противоположного пола. Оказалось, что в период овуляции женщины различают успевающих и неуспевающих мужчин. А вот во время экзамена успевающие мальчики утрачивали свою привлекательность. Биологи предполагают, что такой эффект связан либо с мобилизацией интеллектуальных сил (организм не стремится демонстрировать мужскую привлекательность), либо со стрессом, который «забивает» запах «настоящего мачо».
В результате экспериментов с очищенными гормонами из мужского и женского пота выяснилось, что андростадиенон, выделяемый мужчинами, привлекает женщин.
В исследовании использовалось всего 0,00000024 гактивного вещества. Такого количества было достаточно, чтобы поднять женщинам настроение и заставить воспринимать окружающую обстановку позитивно. Правда, женщины не свиньи – в ожидании секса они не немели. Интересно и то, то женский феромон в чистом виде (эстратетраенол) заметного влияния на мужчин не оказывает. Видимо, самки интересуют самцов только в случае готовности к продуктивному сексу, то есть в период овуляции. У гетеросексуальных мужчин реакция на свой феромон настолько отрицательная, что удивительно, как они вообще здороваются друг с другом. А вот гомосексуалисты на андростадиенон реагируют примерно так же, как женщины.
У людей есть и «бомбы замедленного действия» – феромоны-праймеры. Исследователь Мак-Клинток ещё в 1970 году заметила, что у девушек из одного общежития синхронизируются менструальные циклы. А в 1998 году она показала, что сдвиг овуляции происходит под воздействием веществ, выделяемых вместе с потом (давала женщинам нюхать пот подруг, из-за чего срок созревания яйцеклеток сдвигался). Результат означал, что и у человека есть феромоны, воздействующие на индивидуальное развитие особи (праймеры).
Феромон, угнетающий созревание стеснённых самок, найден. Это достаточно простое соединение – 2,5-диметилпирозин; оно очень распространено и образуется в процессе жарки чипсов, например. Но в экспериментах это соединение влияло не только на самок, но и на самцов. Более того, эффекты этого феромона связаны не только со сдвигом эстрального цикла, но и с угнетением иммунитета и развитием других реакций.
Феромоны у человека есть. В них учёные видят биологический смысл поцелуев: «пробуя» партнера, человек решает, любить или не любить. Но чтобы написать химическое уравнение моментальной страсти, нужны не только тонны мочи и пота, но и сверхчувствительные приборы. Такие, как нос Гренуя, выделивший из множества комбинаций ту, которая сделала сношение неизбежным.
По материалам журнала «Детали мира»
www.detalimira.com