Европа, раскроенная на лоскутики маленьких государств, всегда радостно мешала на улицах своих городов элементы самых разных культур. Прага, находящаяся в самом центре Европы, естественно, не избежала этой участи. Сегодня мы оставим в стороне всё немецкое, испанское и итальянское в этом городе и поговорим о французском.
Петршинская башня
Этот кусочек Франции в Праге видно из каждой точки в центре города. Если же в ясную погоду взобраться наверх по трёмстам ступенькам (впрочем, лифт всегда к вашим услугам) и очутиться на смотровой площадке Петршинской башни, то можно увидеть не только весь центр и все спальные районы Праги, но и горы Крконоше, раскинувшиеся на границе с Польшей.
Идея подарить городу ещё одну доминанту принадлежала авантюристам и мечтателям из Клуба чешских туристов. Когда в 1989 году клуб посетил международную выставку в Париже, её главный экспонат – скандально высокая башня, построенная по проекту Густава Эйфеля – запал в душу отдельным членам клуба, в частности, его предводителю и создателю Вильему Курзу. Он принял решение построить в Праге уменьшенную копию башни и выбрал Петршинский холм для осуществления своей новой мечты.
Город поддержал идею, разрешение от мэра было получено, дело стояло только за деньгами. Архитектор тоже нашёлся быстро, им стал Вратислав Пасовский, оставалось только собрать деньги на строительство. Как это часто бывало в Чехии, финансовую поддержку проекту оказали жители Праги, однако основная часть денег была пожертвована самим Курзем. Торжественное открытие башни со смотровой площадкой состоялось всего через два года – 20 августа 1891 года. Окончательный вариант представлял собой вольную копию Эйфелевой башни высотой 63,5 метра. Тогда очередь из желающих посетить новую смотровую площадку растянулась на километры.
Однако не всем и не всегда Петршинская башня приходилась по сердцу. Например, Адольф Гитлер, осматривая свои новые владения с Пражского Града, сказал, что башня портит панораму города и должна быть как можно скорее демонтирована. К счастью, по неизвестным причинам этот приказ не был исполнен.
Улица Парижская
Возникновение этой улицы связано с одним из самых скандальных событий в архитектурной истории города – расчисткой и перепланировкой Йозефова, состоявшейся на переломе XIX и XX веков. К концу XIX века Йозефов – пражский еврейский квартал – не был таким уж еврейским. После того как евреи получили право селиться и в других районах города, все, у кого была хоть малейшая финансовая возможность, переехали в более безопасные и чистые районы. Таким образом, Йозефов превратился в трущобы, где жили самые бедные, процветала проституция, закон и порядок отсутствовали в принципе, ибо полиция города не рисковала туда заглядывать.
Городу и, как тогда уже многие надеялись, будущей столице было просто неприлично иметь в самом центре, в двух шагах от Староместской площади, подобную зловонную язву. Под гул негодования со стороны историков и искусствоведов было принято решение о сносе трущоб.
На их месте и возникла нынешняя Парижская улица, которая изначально носила название «Микулашска» – в честь собора на Староместской площади, у которого улица берёт своё начало. Название, однако, вскоре поменяли. Почему же? Широкая и прямая, она совсем не походила на остальные улицы города, и казалась жителям чужеродным элементом, который не может называться в честь одного из самых любимых чешских святых, но зато улица сильно напоминала просторные парижские бульвары. Поэтому на переломе двух столетий одна из самых знаменитых и красивых улиц Праги была названа в честь Парижа, центра моды и культуры Европы.
Сегодня Парижская славится не столько уцелевшими древними синагогами, которые то там, то тут врываются в стройные ряды особняков, сколько самыми роскошными бутиками и самыми высокими в Чехии ценами на недвижимость.
Яна Гриднева
«Пражский телеграф»