Маленькая стайка японцев с фотоаппаратами, «меховая» компания итальянцев, весёлая компания русских школьников, американцы с бутылками пива в руках, — что их объединяет? Наверняка все они уже побывали у Астрономических часов — «Орлоя» на Ратуше Старого города. Садились на согретую задорным мартовским солнцем брусчатку, берегли карманы и ждали чуда.
Каждый час перед восхищёнными зрителями разворачивается «шоу», пользующееся успехом вот уже сотни лет. Средневековые мастера постарались на славу — перед нами тот самый механизм, собранный в 1409 г. Ежедневно пан Часовщик смазывает и чистит его, а пан Астроном следит за точностью его работы.
Это шедевр техники и искусства. Но кроме эстетических и научных ценностей Орлой несёт в себе и символику своей эпохи.
Первое, что бросается в глаза, — разделение на три зоны. Нижняя, ближайшая к земле, — месяцы года, календарь, дни памяти святых, христианские праздники. Вторая — часы и астролябий, движение небесных светил и созвездий. Наверху же расположены окошки, в которых предстают апостолы Христовы. Перед нами модель христианской Вселенной. Внизу — люди, мирская жизнь. Художник Йозеф Манес символически изобразил течение земного года. В его «январской» картинке люди радуются рождению ребёнка, т.е. началу нового года. Затем перед нашим взором проходит вся деятельность человека, полностью зависящая от природных условий. Год, начавшийся рождением, завершается смертью — человек убивает поросенка, предназначенного для рождественской трапезы.
Это не просто образы календарного года, но и образ человеческой жизни от её начала и до конца. Внутри круга месяцев находится зодиакальный круг. Каждый знак зодиака соответствует месяцу — свидетельство широкого применения астрологии в христианской культуре Средневековья.
Календарь с обеих сторон стерегут четыре фигурки — Философ, Архангел Михаил, Астроном и Летописец. С безымянными персонажами всё ясно — они и отвечают за изучение и фиксирование как жизни человеческой, так и процессов небесных. В центр календарной композиции находится золотой герб Праги. Дело в том, что Архангел Михаил, главный из архангелов, предводитель войска Господня, является также хранителем Града Небесного, небесного золотого Иерусалима. Одним из многих городов, претендовавших на звание нового Иерусалима, была Прага. Перед нами свидетельство больших амбиций чешского государства
начала XV века.
Средневековая точность
Над кругом календаря находятся астрономические часы, являющие собой модель Космоса образца конца Средневековья — начала Возрождения. В центре циферблата мы видим изображение глобуса, дневная часть дня выполнена в голубом цвете, ночная — в чёрном. Днём Солнце проходит голубой зоной, а «ночует» в чёрной. Время пребывания Солнца в той или иной части абсолютно точно выверено с астрономической точки зрения. Круг знаков зодиака также движется внутри главного циферблата, Солнце следует за ним, — можно проследить в каком созвездии находится светило в том или ином месяце.
По бокам от модели Вселенной расположены фигуры трёх смертных грехов и смерти в виде скелета. Говорят, что именно Смерть (чеш. — Smrtka) была первой фигурой на Орлое ещё до появления фигурок апостолов. По легенде, если Смерть будет кем-то сломана, то Чехию ожидают тяжёлые времена. В 1945 г. все деревянные фигуры на Орлое сгорели и были заменены. Страна была на несколько десятилетий спрятана за «железный занавес».
Эти четыре фигурки — Смерть, Тщеславие, Чревоугодие и Алчность — двигаются во время боя часов. Смерть звонит в колокольчик и переворачивает песочные часы, что означает, что ваше песенка спета и ваше время вышло. Остальные трое — именно то, с чем человеку сложнее всего расстаться при встрече со смертью.
Над всем мирским и небесным проходит 12 апостолов. Это не те фигурки, которые открывались взору шесть столетий назад. Как уже упоминалось, в 1945 г. ратуша пострадала от пожара, деревянные фигурки пришлось создавать заново. Автором современных апостолов стал Войтех Сухарда.
Над апостолами в нише расположена фигурка Петушка. Во многих культурных традициях петух связан с солнцем. Кроме того, в Новом Завете петух становится символом св. Петра, основателя римской католический церкви. Петр же встречает души у ворот Рая. Получается, что наверху Орлоя — Рай, т. е. то, что находится надо всем остальным и в христианском видении мира.
В следующий раз пробегая по Старомнестской площади, окиньте взглядом эту совершенную модель Вселенной и почувствуйте себя человеком XV в.
Ольга Овчаренко