Легенды Праги: Кампа

Чешская Венеция. И так называют небольшой район Праги, который начинается под Карловым мостом, а заканчивается у Моста Легии.

Речь о небольшом искусственно созданном острове — одном из старейших мест столицы. Он отделен от суши прорытым каналом Чертовка. Здешние дома построены в глубоком средневековье, а потому хранят легенды, о которых пражане говорят: может правда, а может — нет.

Кампа и Чертовка

Район Кампа очень долго не имел названия, так как пражане отзывались о нём просто — остров. Сегодня есть несколько версий, почему эта небольшая, но живописная территория стала так называться. Согласно одной из них, район окрестили в честь мещанина из города Кампу, который в 17 веке был здешним домовладельцем, согласно другой — происхождение связано с латынью: campus означает равнина или ровное место. Есть ещё и третья версия: в старочешском языке есть слово «zákampí», которое переводится как «тенистое место». Как бы там ни было, все три версии имеют полное право на существование. Намного более интересная и загадочная история связана с местным искусственным каналом, получившим название Чертовка.

Всё началось в 15 веке, когда владельцы местных земель решили построить канал, чтобы можно было разместить несколько водных мельниц прямо в черте города. До наших дней сохранились три из них. Но мельницы — не повод для названия канала. Согласно легенде, чертовкой называли грозную женщину, жившую неподалеку в доме, названном сегодня в её честь – «У семи чертей». Раньше этот дом назывался более прозаично – «У белой лошадки» в честь лепного медальона, красовавшегося в то время на его фасаде.

Дом был куплен в 17 веке богатым меценатом Фердинандом Арноштом Хызрле из Хода и превращен в просторный палаццо в стиле итальянского ренессанса, но практически сразу же после реконструкции продан другому меценату — уже местного происхождения — графу Яну Петру Страка из Недабылиц. Для украшения внутреннего интерьера граф пригласил итальянца Донато Джузеппе Фризони, который создал лепнину, а также швейцарского художника Иоганна Рудольфа Бысса, который нарисовал уникальные фрески на стенах и на потолках. Следующий владелец дома — юрист Вацлав Ниемец — был небольшого мнения об искусстве, и закрасил роспись. После его смерти в доме осталась жить дочь — Луиза, о которой ходили слухи, будто жених сбежал от неё в день свадьбы. С тех пор Луиза прослыла чудачкой, так как запрещала снимавшим в доме комнаты постояльцам прислонять мебель к стенам. Один из наемников нарушил её строгий запрет, за что и поплатился: был изгнан со скандалом. Гневу его, разумеется, не было предела, а потому он ночью нарисовал под аркой дома шесть чертей, а жителям Кампы рассказывал, что седьмым чертом является владелица жилища — Луиза. Так один из самых просторных домов Кампы и получил своё второе имя.

Фрески

Шли годы, Луиза постарела, потомков у неё не было, и после смерти по завещанию владелицы дом был передан католической женской конгрегации Дочери милосердия. Сёстры решили отреставрировать палаццо, а когда со стен был снят последний слой штукатурки, странному поведению Луизы нашлось объяснение. Она пыталась таким образом сохранить фрески, как будто знала, что следующие владельцы ни в коем случае не позволят им исчезнуть без следа.

Античные божества, композиция «Три грации», божество Вулкан, кующий оружие, а также картина, чествующая победу императора Священной Римской империи Леопольда I над турками в 1699 году — всё это обнаружилось на стенах. Эта роспись в начале 20 века помогла дому избежать сноса. Против этого выступил клуб «За старую Прагу».

О Луизе сегодня помнят не только как о владелице дома с фресками, но и как о чертовке, давшей название каналу острова Кампа. Кстати, не только в чешском, но и в русском языке слово «чертовка» применяется к женщине, вызывающей возмущение, неприязнь, раздражение.

Александра Вагнер