Покорители Байкала

23 февраля 2010 года двое чехов бросили вызов величайшему русскому озеру Байкал. Им предстояло преодолеть 650 километров по ледяному покрову, борясь с буранами, тяжёлыми санями и самими собой. 19 марта, спустя 24 дня экспедиции, Байкал остался позади.  

 

«Байкал привлекал меня много лет. Я видел о нём большое количество документов и записок путешественников и мечтал о том, чтобы увидеть всё это собственными глазами», — сказал в интервью газете «Пражский телеграф» один из участников экспедиции Вацлав Сура.  Его мечта совпала с мечтой другого чешского путешественника — Павла Блажека. Собрав всё необходимое, они приехали на южное побережье Байкала и поставили себе цель — покорить ледового гиганта.

 

Сказать, что путь был трудным — значит не сказать ничего. С первого шага Байкал приготовил для полярников миллион препятствий: рыхлый снег, по которому так тяжело тащить гружёные сани, трещины во льду, ширина которых достигала нескольких метров, снежные и ледяные завалы, суровые сибирские бури. Порой по ночам ветер дул с такой силой, что путешественники в любую минуту готовы были попрощаться со своей палаткой.

 

Но каждый километр давал новый опыт, каждый буран учил. Уже через несколько дней путешественники могли по цвету и структуре определить, какой впереди снег и какую лучше выбрать в связи с этим дорогу. А ещё через какое-то время даже смогли утихомирить снежную бурю, обратившись к духам озера и предложив взамен за тихую погоду быстрорастворимую кашу.

 

Озеро проверяло их. И не только моральный дух, но и физическую подготовку. После 400 километров ботинки порядком истёрлись, и каждый камень ощущался под ногами. У Павла возникли проблемы со ступнями, Вашека беспокоил отёк на левой ноге.

 

Только вперёд

 

Отважные полярники пытались игнорировать боль, но она напоминала о себе при каждом шаге. Когда нога Вацлава вновь попала в расщелину, он уже не смог терпеть боль и со слезами упал.  Но до цели оставалось каких-то 150 километров, и если бы надо было доползти на коленях — он бы дополз. Оба бы доползли.

 

Пробираясь между завалами снега и многометровыми ледовыми глыбами, Павел и Вашек поняли, что «экстрим» — это не то, что обязательно заканчивается смертью или тяжёлыми ранами. Для них «экстрим» — это замёрзшие пальцы, больные ноги, ощущение, что ты — это не ты, а твоё тело двигается бесконтрольно.

 

Они испытали всё это, но продолжали идти вперёд.

 

В последние дни экспедиция полностью лишилась виртуальной связи с внешним миром. У солнечной панели сломался кабель, потом перестал работать USB-порт ноутбука.

 

Утром 19 марта от северного берега Байкала полярников отделяло 18 километров. Ровно в 13.01 они перескочили последнюю трещину на льду и сделали первые шаги по берегу.

 

Как признались сами путешественники, эта экспедиция была самой сложной в их жизни. Но тем дороже то, что они смогли преодолеть все трудности и дойти до конца.

 

Дария Соловьёва

«Чехия сегодня», № 162/2010 (май 2010)