Украинцы должны договариваться с русскоязычными регионами — считает Земан

Милош Земан, президент Чешской Республики
 
Президент Чешской республики Милош Земан придерживается мнения, что украинское правительство должно договариваться с руководством русскоязычных регионов на востоке страны, чтобы иметь возможность предупредить столкновения с сепаратистами.

 
Позицию президента в понедельник сообщил пресс-секретарь Йиржи Овчачек. Он сказал, что Земан продолжает придерживаться мнения о необходимости превентивного устрашения России — проводить профилактические мероприятия, которые бы исключили желание России продолжать аннексию других регионов Украины. Такие мероприятия были бы эффективнее и дешевле, чем санкции или ни к чему не обязывающие декларации.
 
Земан надеется, что у Евросоюза и НАТО хватит смелости на проведение детерренции («устрашения»). По его словам, Крым потерян безвозвратно, потому что он и исторически не принадлежал Украине. Но такое могло бы запустить цепную реакцию — продолжение отбирание территорий в восточной Украине. Опять же — успешность аннексии может спровоцировать агрессию России и в других странах — например, в Молдавии в отношении Приднестровья.
 
Земан снова вспомнил вход советских войск в Чехословакию, когда случилась оккупация стран Варшавского договора. И притом, что за это время многое изменилось в политической картине России, что не существует уже СССР, тенденции в мировой политике остались неизменными.
 
«Поэтому, в момент, когда русские войска войдут на территорию восточной Украины, нельзя уже использовать политические дипломатические средства, а необходимо решать ситуацию. Речь не идёт о том, чтобы НАТО предпринимало военные меры на территории Российской федерации, возможной реакцией может быть усиление позиций в Прибалтике, Румынии или в Чёрном море. Россия должна быть предупреждена, что её поведение недопустимо», — сказал Милош Земан.
 
При этом премьер-министр Чехии Богулав Соботка выступает против детерренции, и настаивает на том, что ситуация не имеет военного решения. Он не хочет возникновения ни войны, ни холодной войны, ни железного занавеса, поэтому выступает за поиск дипломатического решения.