Действие первой из четырех степеней угрозы терроризма в Чехии пока не было отменено. Полиция ЧР будет уделять повышенное внимание аэропортам, вокзалам, торговым центрам и местам проведения массовых мероприятий.
Специалисты стремятся понять, что было мотивом данного поступка, в результате которого 9 человек скончались и 27 было ранено. Согласно информации, выясненной немецкой полицией, юноша, у которого случались приступы ярости, лечился от депрессии. В квартире Сонболи были найдены соответствующие лекарства. Органы охраны правопорядка не обнаружили доказательств его связи с экстремистскими группировками. Имя жившего в Мюнхене иранца фигурировало в базе данных баварской полиции лишь в качестве потерпевшего: последний несколько лет назад заявил, что его обокрали.
Бойня в Мюнхене была изолированной акцией
Группа сотрудников разведывательных служб и полиции ЧР анализировала последние доступные сведения, включая информацию, переданную им немецкими коллегами. Министр внутренних дел Милан Хованец сообщил, что связь мюнхенского стрелка с какими-либо лицами в ЧР не обнаружена.
«Этот человек, по доступной информации, не имел никакого отношения к Чехии. По этой причине группа наших экспертов пришла к выводу, что стрельба в Мюнхене была изолированной акцией, действие которой ограничивалoсь исключительно территорией Германии и не распространялось на другие страны, включая Чешскую Республику».
Свидетелем трагедии стала молодая чешка Катержина Потышова, работающая в кафе вблизи ТЦ Olympia. Мать двоих детей, по профессии медсестра, стремилась помешать ее дальнейшему развитию. Вместе с коллегой они увидели, что от ресторана МакДональдс бежит толпа.
— «Мы увидели, что стрелок открыл огонь по людям перед МакДональдсом. и идет через дорогу по направлению к нам. Это вызвало панику, люди начали убегать. Я продолжала за ним наблюдать, чтобы сообщить полиции, куда он дальше движется. Он перешел улицу, и, обойдя то место, где мы находились, вошел в большой торговый центр «Олимпия», поднялся наверх. Я побежала за ним, чтобы предупредить людей об опасности. Он по-прежнему держал в руках оружие. Мы уже находились в середине торгового центра, когда он вновь начал стрельбу по всем подряд. Люди были в панике, бежали к заднему выходу, все магазины закрывались. Я вдруг оказалась там одна и увидела, что рядом со мной лежит молодой парень, из горла которого идет кровь. Попробовала его спасти, но это не удалось – скорая помощь по вызову не приехала, хотя я находилась с ним не менее десяти минут. Я прикрыла его пленкой, и вышла из здания.
Вообще меня поразило то, что за это время никто из полицейских или силовиков не вбежал в торговый центр, по которому ходил этот стрелок. Потом я услышала еще пять или шесть выстрелов в другом конце этого здания, после чего убийца забрался на крышу «Олимпии». Говорят, что он там тоже стрелял, но я этого уже не слышала. Сам он потом застрелился примерно в километре от этого центра».
— Вы не испытывали страх, когда побежали вдогонку за преступником?
— «Нет, страха не было. Я хотела, чтобы люди успели выбежать из центра. Я по своей натуре спасатель и хотела спасти людей, когда увидела, что он натворил у здания напротив. Он шел через дорогу к центру очень уверенно, с видом человека, который чувствует, что справился с заданием. Вообще это трудно объяснить – все бежали из центра, а я – за ним. Я осознавала, что он может всех поубивать. Не только меня, но и остальных: в магазине были дети и матери с колясками. А потом, когда я увидела этого раненого парня, я просто не могла оставить его одного. Как потом выяснилось, ему был лишь 21 год, то есть вся жизнь впереди, а убийце было всего 18. В полиции я узнала, что Сонболи был аутсайдером школы и подвергался там моббингу, родители дома его тоже били. Он хотел за все это отомстить», — сообщила Катержина Потышова в интервью Чешскому радио.
Источник: Чешское Радио-7, Радио Прага