Игра в молчанку по-норвежски

Делом чешской пары, у которой норвежская служба опеки отобрала несколько лет назад двух сыновей из-за подозрения в сексуальных домогательствах по отношению к ним, занялись чешские законодатели. Депутаты Нижней палаты парламента поддержали предложение партии TOP 09 о том, чтобы случай был рассмотрен правительством ЧР. 

Мать сыновей также намеревается подать в суд очередную жалобу на норвежскую службу опеки Барневерн.

Напомним, что все началось с сообщения детсада, который посещали сыновья чешской пары в Норвегии — воспитатели заподозрили неладное в семье. Под следствием оказался сначала отец детей, потом и мать, Эва Михалакова, тем не менее, дело закрыли, и обвинения не последовало. Каково было удивление родителей, когда в феврале 2012 г. их оповестили о лишении родительских прав. Дети оказались у опекунов в разных семьях, где живут поныне. Эва Михалакова, как полагает депутат от партии TOP 09 Йитка Халанкова, исчерпала весь свой лимит юридических возможностей в плане возвращения детей в семью, и необходимо, чтобы международное сообщество ныне оказало давление на норвежскую социальную службу Барневерн.

— В том случае, если существуют серьезные причины для отбирания детей у родителей и их разделения, ничто не мешает данному учреждению объяснить необходимость принятых им мер правохранительным органам Чехии. Барневерн же отказывается каким-либо образом связаться с нами. По какой причине? Нам следует задаться вопросом, приняли бы те же люди то же самое решение, если бы знали, на какой отпор их вердикт натолкнется в Чешской Республике и что свое решение им придется обосновать на межгосударственном уровне?, вопрошает депутат Йитка Халанкова, которая наблюдает за развитием данного дела.

Матери разрешают повидать сыновей лишь дважды в год, общаться с мальчиками она при этом имеет право лишь на норвежском языке. Ее апелляционную жалобу норвежские суды отклонили, поэтому в ноябре прошлого года Эва Михалакова обратилась в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, где ее жалобу также не приняли к рассмотрению. Чешское правительство, как гласит постановление Нижней палаты парламента, должно потребовать от норвежской стороны объяснений, почему дети непременно должны оставаться у опекунов в Норвегии, и не рассматривается возможность их передачи чешским опекунам. Кабинет министров также должен инициировать заключение соглашения с Норвегией, на основании которого оба государства взаимно информировали бы друг друга о проблематичных случаях, касающихся детей.

— На данный момент у нас нет реальных законодательных рычагов для того, чтобы повлиять на это дело в Норвегии, но я уверена в том, что мы предпринимаем максимум усилий для того, чтобы в Норвегии поняли, что мы не равнодушны к судьбе этих детей, беспокоимся из-за них и хотим получить всю доступную информацию, касающуюся их, говорит министр труда и социальных дел Михаэла Марксова-Томинова, направившая запрос своему норвежскому коллеге. Ответа на него, она, однако, пока не получила.

Депутаты, тем не менее, отклонили предложение гражданских демократов о том, чтобы правительство предоставило матери детей дипломатическую защиту, что могло бы придать больший вес обсуждаемому вопросу. Имеющие прямое отношение к делу министерства занялись рассмотрением дела, и премьер-министр Богуслав Соботка в ближайшее время встретится для обсуждения данного вопроса со всеми заинтересованными министрами. Министр иностранных дел Лубомир Заоралек еще раз обсудил обстоятельства дела с чешским послом в Норвегии. Обращалась по поводу отобранных детей к своей коллеге в Норвегии также омбудсмен Анна Шабатова, также безрезультатно. Чешские органы помочь матери не могут, поскольку она не живет в Чехии, тем не менее, МВД предлагает предоставление юридической помощи ее родственникам и родителям.

Жалобу на норвежскую службу ныне готовят норвежские адвокаты Эвы Михалаковой. Петицию в поддержку матери и ее воссоединения с сыновьями подписали примерно 9400 человек. Данный документ организаторы петиции передадут чешскому правительству. На банковский счет, с которого будут оплачиваться услуги норвежских адвокатов, поступило около 330 тысяч крон (12 тыс. евро). 

 

Чешское Радио – 7, Радио Прага