Это тот же спорт: соревнование на скорость,сноровку и силу. Открыть устрицу слабакам вряд ли удастся. И именно поэтому за звание чемпиона борются только мужчины и Элишка. Единственной женщине в компании никто не собирается уступать. Все знают, что она ради победы сотни поверженных устриц сможет положить на стол.
«Я тренируюсь, каждый день открываю по 200 устриц», — говорит повар Элишка Маркова.
По двести это на работе в ресторане. Здесь же достаточно 30, но на время. Рекорд чемпионата 3 минуты. Жюри оценивает и качество. Устрицы элитного сорта Белон труднее всего поддаются открыванию. На то, что едят, не должно попасть даже крошечного осколка. Содержимое тщательно отделяют от стенок раковины.
А когда уже ясно, о победе можно не мечтать, все, что конкурсант продолжает делать, только ради престижа. Кровь на поле борьбы повара с устрицей не приемлема. Профессионалы, подстраховываясь, защищают руки различными способами. Но иногда не обходится без перевязки.
Взяв моллюска в руки, здесь каждый сегодня должен произнести слова французского поэта Фарга: «Я люблю устрицы: человек чувствует, что поцеловал море в губы». В Чехии моря нет, но любовь к устрицам, как выяснилось, безгранична. Сюда люди идут не только по болеть за конкурсантов. Устриц готовых к употреблению, здесь раздают бесплатно.
В том, что Чемпионаты по открыванию устриц уже 11 лет подряд проходят в Праге, можно найти лишь одну взаимосвязь. Средневековая столица Чехии так же стара, как и культура поедания устриц. Ученые находят доказательства, что их начали употреблять в пищу во Франции не в XIX веке, а гораздо раньше. Чехи же, привыкшие к свинине, стали приобщаться к процессу недавно, с появлением новых технологий выращивания устриц.
Ко всеобщей радости верх над 19 мужчинами одержала Элишка. Ей теперь защищать честь страны на Чемпионате мира в Ирландии. За здоровье победительницы публика готова была съесть все оставшиеся устрицы. Хотя некоторые все же предпочли традиционные чешские колбаски.