После тридцати лет страданий 12 июня 2012 года правота Линды Чемберлен, ошибочно обвинённой в убийстве своей дочери, была официально признана судом Австралии.
«Смерть Азарии Чемберлен наступила в результате нападения и похищения собакой динго», – говорится в официальном заявлении суда.
Именно так закончилась трагедия, связанная с исчезновением дочери Чемберленов Азарии, которая началась ещё в 1980 году и продолжалась вплоть до настоящего времени. В 1980-м молодая австралийская пара с тремя детьми выехала на пикник в Северную территорию Австралии. Их младшей дочери Азарии было два месяца от роду. Мать уложила её в палатке, а сама отправилась готовить ужин. Вернувшись, Линда увидела жуткую сцену: собака динго яростно терзает и рвёт зубами её дочь. Линда закричала, собака кинулась бежать с младенцем в пасти. Все отдыхавшие неподалёку отправились на поиски, но после многочасовых исследований территории ни девочку, ни того, что от неё осталось, обнаружить не удалось.
Первый суд
Расследование было очень тяжёлым: супругов Чемберлен заставили снова и снова переживать страшную трагедию. Убитые горем родители пропустили мимо ушей постановление суда о том, что исчезновение Азарии Чемберлен, скорее всего, было связано с нападением собаки динго, а после нападения «тело Азарии было изъято у динго, и от него избавилась неизвестным способом неизвестная личность или личности».
Видимо последнее высказывание посеяло семена сомнения у полиции и прокурора Северной территории. Было инициировано новое расследование. Полиция с маниакальной тщательностью проверяла факты и искала новые улики.
Новые улики
Через год, когда только-только утихла боль потери, Линда Чемберлен снова предстала перед судом. Женщина с трудом поверила в то, что её подозревают в убийстве собственной дочери. Главной уликой, которая позволила пересмотреть дело, оказался костюм Азарии. Его нашли у логова динго недалеко от места отдыха супругов Чемберлен через несколько дней после исчезновения девочки. Но белая курточка, в которой, по словам Линды, была девочка, исчезла. На найденной одежде был обнаружен кровавый отпечаток руки взрослого человека. Удалось установить, что смерть девочки наступила вследствие обширной раны в районе шеи, то есть перерезанного горла.
Так, Линда из горюющей матери в глазах общественности превратилась в хладнокровную и расчётливую детоубийцу. Несмотря на «натянутость» обвинений и улик, присяжные признали Линду и её мужа виновными в убийстве двухмесячной дочери. Линде дали пожизненное заключение, а её мужу за содействие – полтора года условно.
Сейчас можно много рассуждать о том, почему люди ополчились против семьи, на которую и так выпало большое горе. Несомненно, свою роль сыграло поведение Линды в суде, которое было охарактеризовало, как «нехарактерное для горюющей матери». Можно утверждать, что не на руку семьи была и их причастность к церкви Адвентистов седьмого дня – мягко говоря, далеко не самой популярной религиозной общине в Австралии.
Потом появились слухи, что имя Азария означает «приношение в жертву на природе» и что «язычники-сектанты» провели там свой «дьявольский» ритуал жертвоприношения. Странно, что никто не удосужился посмотреть этимологию имени Азария. В переводе с древнееврейского оно означает «помощь Божья».
Как в кино
Новый виток развития история получила тогда, когда всё уже утряслось, а Линда третий год проводила в своей камере. В 1986 году на месте злосчастного кемпинга спасатели искали сорвавшегося со скалы мужчину, и нашли детскую курточку, а рядом с ней детские останки. Линду выпустили на свободу, а дело начали пересматривать. В ходе нового разбирательства выявилось огромное количество грубых нарушений в предыдущем следствии, что в сумме с новыми уликами полностью оправдало Линду. Но лишь несколько недель назад первоначальная версия гибели малышки Азарии была признана официально.
После оправдательного приговора Линде удалось отсудить порядка миллиона евро. О трагедии семьи Чемберлен написано несколько книг и снят фильм с Мэрил Стрип в главной роли. Скептики говорят, что на своей истории Линда «неплохо нажилась». Но было подсчитано, что денежной компенсации хватило на покрытие всего лишь трети всех судебных расходов.
Сама Линда утверждает, что нежелание властей принять её версию тогда, в 1980-х, обусловлено интересом в развитии туризма на Северной территории Австралии. Признай власти, что здесь на детей нападают дикие собаки, страна потеряла бы миллионы долларов. Дешевле было, с точки зрения Линды, осудить её и сохранить реноме туристического рая.
Артём Коврыженко
«Пражский телеграф»