В возрасте примерно четырёх-пяти лет детей начинает интересовать вопрос о том, откуда они взялись. Что же им ответить?
Такой вопрос обычно ставит пап и мам в тупик. Но ребёнка распирает любопытство. И его интерес вполне законен. Скорее всего, он уже знает, что был не всегда. То есть, было время, когда его ещё не было. А теперь он уже есть! Как это так? Не свалился же он с Луны, в самом деле. Но и не вырос из земли тоже. Так что это действительно загадка. Малыш не находит в своём небольшом жизненном опыте никаких аналогий, опираясь на которые мог бы сам решить такую задачку. На его глазах никто никогда не рождался, так как же ему получить ответ на свой вопрос, если не от мамы с папой? Вот он и спрашивает.
Родители начинают краснеть, заикаться и мямлить, и пытливый сын или дочь понимает: что-то тут не так. Какой-то есть здесь большой секрет, который нужно разгадать. И начинает приглядываться, прислушиваться, притрагиваться… Так и возникает нездоровый интерес к некоторым сторонам взаимоотношений.
Можно, конечно, придерживаться традиционных версий об аисте или капусте. И до определённого возраста это будет срабатывать, но не так долго, как хотелось бы. В конце концов отвечать на каверзный вопрос всё равно придётся, так что уж лучше готовить версию и выражение лица заранее.
На самом деле, подробный развёрнутый ответ ребёнку обычно не нужен. Можно сказать, например: «Ты появился из маминого животика», – и этого будет достаточно. Ребёнок обрёл точку отсчёта, понял, что не упал с потолка и не возник случайно сам по себе, и теперь может спокойно продолжать играть дальше. Его место во вселенной определено. Хотя бы на некоторое ближайшее время.
Но иногда встречаются такие дотошные дети, которым такой информации мало. Объясняй им всё и по порядку! Здесь всё зависит от фантазии родителей и степени их готовности обсуждать такие вопросы. Кстати, неплохо было бы маме с папой заранее договориться о том, какой версии они будут придерживаться, чтобы ребёнок не смог поймать их на нестыковках вариантов.
Дверка в животике
Если же вы ждёте от этой статьи точной инструкции, я могу привести вам диалог, который состоялся у меня с дочкой. На её вопрос я ответила:
– Ты вышла из маминого животика.
– Как?
– Через дверку. Дверка в животике открылась, и ты вышла, а потом она снова закрылась.
– А как я в животике уместилась такая большая?
– Когда ты сидела в животике, ты была ещё маленькая.
– А как я в твой животик попала?
– Тебя папа туда положил.
– Как?
– Открыл ту дверку и положил.
– А можно я тоже открою и что-нибудь туда положу?
– Нет, это могут делать только папы.
– Жалко… А то бы я туда братика положила…
И разговор плавно перешёл на другую тему. Ещё несколько дней дочка подходила ко мне, чтобы уточнить некоторые технические детали, но в целом эта версия её вполне устроила. И ей почему-то очень понравилась мысль, что когда-то она была внутри мамы. Теперь она часто садится ко мне на колени и стучится пальчиком в живот: «Тук-тук! Кто в теремочке живёт?» И мы смеёмся. Может быть, когда-нибудь кто-то и отзовётся оттуда.
Конечно, эта версия не универсальна. Всё равно вам придётся подстраиваться под то представление о мире, которое уже существует у вашего малыша. Возможно, попутно вы захотите решить ещё какие-то педагогические задачи. Например, скажете, что непослушных детишек сажают обратно в живот, чтобы они не могли проказничать. Или сократите долю участия папы, если воспитываете ребёночка одна. Главное здесь одно: дать понять, что как бы ребёнок ни появился на свет, вы счастливы от того, что он у вас есть.
А одна моя знакомая рассказала своей пятилетней дочке всю правду. Совсем всю. И та ответила: «Надо же, как странно. Вот никогда бы не подумала!».
Ольга Шебеко
«Пражский телеграф»