25 августа 2011 года архиепископ Егорьевский Марк освятил в Карловых Варах памятник протоиерею Николаю Рыжкову.
Он был одним из самых ярких деятелей русского землячества в Праге в первой четверти XX в. был протоиерей Николай Рыжков. Будущий настоятель православного храма в Праге родился 26 сентября 1868 г. в деревне Борисовка в Курской губернии. Поскольку Николай Николаевич был сыном священника, то судьба его была заранее предопределена. В те времена детям из таких семей были доступны только духовные учебные заведения. Рыжков-старший отдал отпрыска в Курскую семинарию.
Во время обучения там Николай проявил себя как талантливый студент, однако поступить продолжить образование в университете он не мог – с 1879 г. семинаристов туда не принимали. А потому он поступил в Киевскую духовную академию, которую в 1892 г. с блеском закончил как кандидат богословия.
После этого Рыжков переехал в Санкт-Петербург, где работал правщиков текстов в канцелярии Синода, а параллельно занимался пением. У молодого богослова был чудесный голос, ему прочили оперную карьеру.
Через пару лет он был отправлен в Вену (Рыжков владел немецким языком), где работал псаломщиком при посольской церкви. Там Николай Рыжков читал и пел псалмы, а кроме того исполнял административную работу по церкви и приходу и даже вёл библиотечные дела.
Вскоре его назначили внештатным секретарём в российском посольстве в Вене. Приэтом он продолжал работу псаломщиком и совершенствовался в пении. Параллельно он учился в Венском университете на кафедре славистики.
Этот период жизнь стал для Николая Рыжкова переломным. Он уже отказался от мысли стать священников, а помышлял лишь о дипломатической или оперной карьере. Однако вскоре он женился, и у молодых супругов родилась дочь Ариадна. Когда ей был год, она заболела дифтеритом и оказалась при смерти. Отчаявшийся отец всю ночь выпрашивал у Бога помощи и обещал, что если ребёнок выздоровеет, то он навсегда свяжет свою жизнь со служением Господу. Так и произошло. После исцеления девочки Рыжков сразу же ответил согласием на предложение, от которого он ранее отказался и переведен из Вены в Прагу и назначен настоятелем Никольского собора на Староместской площади. Это случилось в 1901 г.
Ревностный хранитель православия быстро снискал расположение паствы. На его проповеди собиралась вся русская Прага той поры. Лето он проводил в Карлсбаде, а зиму – в Праге.
В Праге священник Николай Рыжков преподавал Закон Божий детям православных чехов. Здесь же он обратил в православие 180 чехов-старокатоликов. Служил панихиды по «еретику» Яну Гусу, в дни пражского Славянского конгресса в 1908 г. отслужил при большом стечении народа панихиду на могиле протестантского пастора Яна Коллара (1793-1852), которого называли «родоначальником литературного панславизма», допускал в православном храме служение на чешском языке.
В самом начале Первой мировой войны Николай Рыжков был арестован австрийскими властями и двадцать два месяца томился в заключении. Его обвиняли как «зачинщика, подстрекателя и руководителя мероприятий, направленных на отторжение некоторых территорий от Австро-Венгрии, создание и усиление опасности для государства извне и в поддержке течений, могущих вызвать гражданскую войну внутри государства».
В 1916 г. суд приговорил русского священника к смертной казни через повешение. Однако благодаря ходатайству испанского короля Альфонса (посольство Испании в Вене представляло во время Первой мировой войны интересы России) австрийское правительство помиловало отца Николая с условием, что он будет обменен на интернированного тогда в Россию Львовского униатского митрополита графа Андрея Шептицкого, ставшего впоследствии главой католической церкви на Украине.
После выезда из России Шептицкого австрийские власти 19 июля 1917 г. выпустили протоиерея Николая из тюрьмы. Он прибыл в Петроград, где скончался в 1920 г.
О его деятельности сейчас напоминает мемориальная доска, установленная на одной из колонн внутри храма святого Микулаша. Надпись на чешском языке гласит: «Мученик за православную веру и верность христианству отец Николай Рыжков был настоятелем этого храма в 1901–1914 годах».
«Пражский телеграф»