В среде творческой русско-чешской интеллигенции имя Ларисы Дашковой хорошо известно. Её знают как художника-иллюстратора, автора графических книжных серий, а также как литератора и барда. Она родом из города Перми, но уже много лет живёт и трудится в Праге.
Здесь родились её дети, здесь она работала в книжном издательстве, здесь в полной мере раскрылсямногогранный талант её творческой личности.
В конце мая в Музее русского искусства в Праге состоялось открытие выставки работ Ларисы Дашковой. Любители прекрасного могут насладиться творениями мастера до конца июня. В чём секрет её работ, где черпается вдохновение для создания иллюстраций к детским сказкам, Лариса поделилась с журналистом «Пражского телеграфа» Марией Урсул.
Лариса, кто был инициатором выставки и как прошла презентация?
Инициатором была Ольга Кондрашина, а потом и сам директор музея Валерий Ларионов. На открытии присутствовали все, кого я хотела видеть. Было много новых,и надеюсь, потенциальных, друзей. Мне очень приятно, что выставка проходит в таком значительном месте, как Музей русского искусства. И если учесть, что музей был открыт в конце прошлого года, а моя выставка здесь – вторая после выставки русских икон, то для меня это — большая ответственность и гордость.
Что собой представляют выставленные работы?
Выставка проходит под названием «Прага магическая» — это серия моих графических листов, посвященных Праге. К этому я присоединила «Чехию Марины Цветаевой». Мне также было приятно, что, увидев мои иллюстрации к сказкам, директор музея Валерий Ларионов заинтересовался ими и предложил добавить в экспозицию. Так получились три темы, три цикла, которых объединяет Прага.
Вы долго ждали такую выставку?
Я никогда не жила от выставки к выставке, а просто жила творчеством. Я не уважаю художников, которые делают работы для выставок. Выставка – это результат труда, какого-то отрезка пути. Два года назад прошла для меня не менее весомая выставка моих картин «The best of Dashkova» в галерее БЕНОНИ под Пражским Градом. И когда мне предложили выставить свои работы в Музее русского искусства, я посчитала это и за честь, и за естественный результат собственного труда. Ведь я действительно русская художница, хоть и прожившая половину жизни в Чехии. И в моих картинах, думается, достаточно сильно ощущается русская традиционная школа и русская манера письма.
Когда к Вам пришло понимание того, что живопись – это Ваша стезя?
Я всегда считала себя художником.Будучи ещё маленькой девочкой, я знала, что это будет моим стержнем в жизни. Но я не академический художник, у меня нет законченного высшего образования, по высшему образованию я – филолог. Параллельно учёбе в университете я посещала вечернюю художественную школу. После филфака университета я поступила в ленинградский Институт театра, музыки и кино на факультет сценографии. К сожалению, не закончила – будущий муж увёз в Прагу. И если в благословенной Перми формировалось мое ощущение действительности как мира прекрасных тайн, то в Праге обострился мой глаз и отточилась рука, здесь я и стала профессиональным художником.
Что Вас вдохновляет в работе?
Поэзия. Поэзия чувств. Поэзия, этот уникальный инструмент познания. Тут я вспоминаюИосифа Бродского, который дал такое определение поэзии:«Поэзия — это не развлечение и даже не форма искусства, но скорее наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства – речь, то поэзия — это высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения, будь то политика, торговля и тому подобное».
Вы – удивительно одарённый человек: Вы и художник, и поэт, и музыкант. Кем прежде всего себя считаете сами?
Конечно, художником. Всё остальное приходит по жизни.
Как получилось, что Вы сталииллюстрировать сказки?
К теме сказок я пришла неожиданно. Ведь в течение всей своей творческой жизни, при работе в издательстве, мне приходилось иллюстрировать серьёзные, «взрослые» книги. После иллюстраций к произведениям мировой литературы (Пикуль, Катаев, Траскотт, Риджби и другие) мне вдруг предложили сделать рисунки к «Рождественским сказкам» чешской писательницы Мартины Дрийверовой. Книга была издана, по ней меня «вычислило» одно французское издательство, которое предложило проиллюстрировать международное издание.
Вот так сказки вошли в мою жизнь, и я поняла, что это — моя тема. Я поняла, что мне хочется и писать сказки, и рисовать, и переводить их. Потому что самое главное — это воспитание души ребенка. Того самого, которому через пару лет править миром.
Какую цель вы перед собой поставили?
Сейчас для меня главная цель – найти заинтересованного издателя (самой мне с этим не справиться) и выпустить подарочное издание сказок Натальи Абрамцевой. К сожалению, её уже нет с нами, но я переписываюсь с её родителями (они проживают в Москве), и они мне дали права к чешскому изданию. В России были изданы сказки Натальи Абрамцевой «Сказки для добрых сердец». Я ужеперевела шестьдесят ее сказок на чешский язык. Это сказки в духе Андерсена, они вовсе не о принцах и принцессах, а о том мире, который нас окружает. Это – поэзия предметов, поэзия жизни, которая вокруг нас. Но тема сказок Абрамцевой мне кажется даже глубже, тоньше, интереснее, актуальнее. Простите, дорогой Ганс Христианович!
Ваш отец, Василий Дергачёв, к которому вдохновение пришло в 70 лет, тоже пишет стихи. Собираетесь ли Вы иллюстрировать его книги?
Собственно, так оно и происходит. Я делаю рисунки ко всем папиным сборникам. Был издан уже третий сборник его стихов. Папа по натуре – социалист, его постоянно мучает мысль: как сделать так, чтобы работающему человеку жилось хорошо, чтобы он мог зарабатывать, чтобы он жил в полную силу, а не выживал. Папа для всей нашей семьи является примером труженичества.
Ваши дети – личности творческие?
Могу уверенно сказать: да.
Дочь – даже лучше меня! Я ведь живу в узком диапазоне: иллюстрация, живопись, стихи, гитара. А Люцияхороша во всём: и в музыке, и в живописи, и в воспитании детей. Она — выпускница педагогического факультета Карлова университета. Ей хочется иметь, например, свой детский сад, где она бы вела и воспитывала не только собственных детей. Сад, где бы шло развитие, духовное их обогащение во всех ипостасях: живопись, музыка, спорт, танец, математика…
Сын Cлавек младше сестры на четыре года. Он долго «искал себя», но вот уже закончил Высшую школуландшафтного дизайна и стал арбористом (от слова arbor – дерево). Несколько месяцев работал в Америке. Здесь в Чехии ему с друзьями пришло в голову создать аллею в честь покойного профессора Франтишка Смыкала. «Франтишкова аллея» недалеко от города Мельник уже существует, недавно состоялось её торжественное открытие.
Я горжусь своими детьми.
Ваши дети родились и выросли в интернациональной семье: мать – русская, отец – чех. Какое воспитание они получили – русское или чешское?
В любом случае – славянское. Думаю, что сейчас они это особенно понимают, дочь в большей степени, а сын начинает понимать и осознавать это сейчас. Славянство как способ мышления, как метод жизни: способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, творить.
Ваш любимый художник, композитор, поэт?
Из поэтов – Иосиф Бродский (Цветаева – само собой). Но есть и любимые русские поэты, живущие ныне в Праге, это Людмила Свирская, Марк Блюменталь, Александр Левиков.
Художник… Я сама себе интересна, я ещё не знаю, что во мне есть. И это очень интересно — искать себя.
В музыке я достаточно «широка». Например, меня по-прежнему привлекает певец Майкл Джексон, но также и современный чешский композитор-классик Ян Клусак. Меня волнует Антонин Дворжак, на тему его музыки я написала триптих в живописном ключе (кстати, собираюсь его подарить родному городу…) Но и авторская песня не оставляет меня равнодушной, ведь там важно — слово. В этом смысле мне очень близки Вероника Долина, Новелла Матвеева, Елена Камбурова.
Какие у Вас творческие планы на будущее?
Продолжить тему Марины Цветаевой, возможно, сделать альбом своих иллюстраций к тому наследию Цветаевой, которое она здесь, в Чехии, оставила. Осуществить ЕЁ желание: создать Роман душ, уже возникает серия «Ночных прогулок».
И сказки, сказки… Как воспитание чувств.
Лариса Дашкова, русский художник. Родилась в Перми. Закончила филологический факультет Пермского университета.
Замужем. Супруг – чех Ярослав Дашек (не путать с Гашеком, хотя юмор — тот же!)Двое детей: Люция и Славек и двое внуков: Оливер и Наталия.