Как я встретил диссидентку Елену Боннер

18 июня 2011 г. в Бостоне (США) скончалась супруга академика Андрея Сахарова и диссидентка Елена Боннер. Чешский физик-ядерщик Франтишек Яноух был знаком как с Андреем Сахаровым, так и с его супругой. С согласия г-на Яноуха «ПТ» публикует написанный им некролог на смерть Елены Боннер. На чешском языке некролог был опубликован в газете Mlada Fronta Dnes.

 

В субботу в возрасте 88 лет закончила свой жизненный путь известная советская диссидентка Елена Боннер, супруга и единомышленница Андрея Сахарова.
Благодаря своей смелости, преданности идеалам, стойкости и твёрдости она стала настоящей легендой в советских диссидентских кругах. Не все и не всегда были с ней согласны, но все относились к Боннер и её позиции серьёзно. Её мнение часто возбуждало жаркие споры. Не всегда Елена Георгиевна выходила победителем из этих дискуссий, однако это никогда не снижало того уважения, которое испытывали к ней и соратники, и противники. Вместе с Андреем Сахаровым она принимала активное участие в движении за освобождение советских политических заключённых, за улучшение условий их жизни в советских лагерях и на свободе. Десятки советских «политических» до сих пор вспоминают об этом с благодарностью.
Встреча в Норвегии
Когда в сентябре 1973 года я послал из Праги в лондонскую «Таймс» свою «заступническую телеграмму» в поддержку присуждения Сахарову Нобелевской премии мира, я не мог и предполагать, что через два года в Осло я познакомлюсь с Еленой Боннер лично. В 1975 году Сахаров получил Нобелевскую премию мира, и я оказался среди нескольких гостей, которых он и его жена, будучи с нами мало знакомы, пригласили на церемонию вручения и торжественный ужин с норвежским королём.
Поскольку Андрей Сахаров был физиком, а Елена Боннер – «лишь» медиком, я стал в Осло как бы её неофициальным консультантом. В последний день жизни Андрей Сахаров начал писать предисловие к русскому изданию моей книги «Нет, я не жалею». После смерти мужа Елена Георгиевна приписала к предисловию следующие строки:
«Мы хорошо знаем доктора Яноуха. Сначала мы общались в письмах, что порой нелегально передавались через нашу границу, которая, как известно, была на замке. Позже мы познакомились лично.
Первой с ним познакомилась я. Франтишек был среди гостей на церемонии вручения Нобелевской премии мира Андрею Сахарову. Награду передали мне, так как лауреата не пустили в Осло по причине засекреченности. Во время церемонии, а главное, на последующей долгой и трудной пресс-конференции я попросила его ответить на один из вопросов, касающийся физики, поскольку побоялась, что сама не смогу ответить точно».
Критика СССР и России
Елена Боннер относилась чрезвычайно критично к вопросу развития российского государства не только в 90-е годы, но и, по сути, по сей день. Её критичное отношение к нынешним власть предержащим стало причиной того, что после распада СССР она большую часть времени проводила в США, где также жили её дети и внуки. До последних минут жизни она писала из Бостона свои «борцовские» блоги, которые часто вызывали оживлённые споры и дискуссии.
В лице Елены Боннер от нас уходит один из последних могикан поколения настоящих советских диссидентов, чьей заслугой является не только распад СССР, но и те изменения, которые произошли в этой мировой державе за последние два десятилетия.

Франтишек Яноух, физик-ядерщик
Специально для газеты «Пражский телеграф»