Преступления без наказания (Часть II)

Свежий социологический опрос принес доселе невиданную цифру: 81% чехов считают политические партии коррумпированными.

Дорвавшись до власти, политики «присваивают» государственные средства и раздают их направо-налево, правда, не каждому, а своим – соратникам по партии, родственникам и друзьям, тем, у кого гарантирован «откат». Или кто им почему-то симпатичен.

Миллионы за нужники

Тот же Вондра, на котором закончился наш прошлый рассказ, будучи министром «по Европе», заказал у Давида Чёрного, – скандального скульптора, прославившегося, в частности, покраской в розовый цвет советского танка-памятника – что-то эдакое символическое для Брюсселя по случаю председательства Чехии в Совете ЕС.

За проект Чёрному пообещали 1,9 млн. крон, за полгода «эксплуатации» ещё 1,2 млн. (сама реализация стоила 10 млн. и была оплачена частным спонсором). Согласно проекту, Чёрный должен был пригласить к сотрудничеству авторов из всех 27 стран Европы. Он, однако, поступил проще – пообещал трансъевропейский скульптурный экстаз, но сделал всё сам и деньги, соответственно, тоже получил сам.

Скульптурное изображение Европы под названием «Энтропа», представившее европейские государства в пародийном стиле (больше всех посчитала себя оскорбленной Болгария, изображенная в виде скопления «турецких» нужников), вызвало новый скандал и, наверно, больше запомнилось европейцам, чем сам факт председательства Чехии. Только после того, как сделку разоблачила печать, Чёрный вернул в казну полученные деньги.

Но такой «счастливый» финал – явление очень редкое. Как правило, государственные деньги исчезают в лабиринте подставных фирм и лиц, найти следы довольно сложно, а если это, благодаря сохранившим невинность следователям, и удаётся, немедленно включаются тормозящие механизмы, и всё прячется под ковёр.

Уж насколько явным было вымогательство одного из руководителей партии гражданских демократов (ODS) Павла Дробила в Государственном фонде охраны окружающей среды, а всё растворилось в тумане: вещдоки, мол, недостоверны, да и преступление было лишь в стадии задумки. Не удивительно, что разочаровавшиея криминалисты уходят в частные структуры.

А коррупционерам это только на руку. Бывший министр транспорта в правительстве Тополанека Алеш Ржебичек без зазрения совести подыгрывал родственным компаниям миллиардные заказы и сколотил недурное состояние. И вместо того, чтобы спрятаться от закона, он, вдохновлённый примером российского олигарха Абрамовича, недавно приобрел пражский футбольный клуб «Славия». Сумма сделки, как считают СМИ, – около 250 млн. крон.

Деньги для партии – святое дело

Коррупция здравствует в Чехии на всех уровнях, где имеются государственные и общественные деньги: в министерствах и центральных учреждениях, в краевых и местных администрациях. Она там, где распределяются дотации Европейского Союза и различные гранты. Она в спорте и культуре, в игорном бизнесе (яркий недавний пример – крах лотерейной компании «Сазка»).

Некоторые политики, пойманные на горячем или подозреваемые в коррупции, искренне считают себя чистыми на том основании, что брали или хотели взять не для себя, а для партии. Так был соблазнён для лоббирования в пользу азартных игр молодой перспективный политик KSČM Йиржи Долейш.

Показательным альтруистом проявил себя член партии «Дела общественные» (VV) Михал Бабак, который не побоялся влезть по уши в долги, лишь бы проспонсировать родную партию миллионами. Он получил за это благодарность: на ничтожные акции, которыми владел Бабак, вдруг нашёлся таинственный покупатель, готовый заплатить за них десятки миллионов крон.

Самый свежий случай смычки политики с финансовым капиталом: в покрытии финансовых махинаций вокруг завода «Острой» из г. Опавы обвиняется министр финансов Мирослав Калоусек, автор политики затягивания поясов. Конечно, он всё называет поклёпом, но государство как-никак потеряло на этой афёре 400 млн. крон, и почему-то в прошлом году завод посчитал нужным перечислить на счёт партии министра Калоусека (TOP 09) дар в размере 1 млн. крон.

Пригласить швейцарцев, что ли?

Таких скандалов не счесть. В лесном хозяйстве с нарушением закона выписывались миллиардные тендеры. В Праге неожиданно на десять миллиардов крон подорожал строящийся тоннель «Бланка». В конфликте интересов уличён бывший генеральный директор и председатель правления компании ČEZ Мартин Роман, передававший крупнейшие заказы компаниям из группы Škoda Plzeň, в которой, по данным газеты MF Dnes, он через заграничные фонды и фирмы имел значительную долю.

Влиятельный член ODS Милан Янчик, в бытность свою старостой пятого пражского района, позволял наживаться ряду дружественных фирм, а сотрудникам администрации района оплачивал самые дорогие фитнес-центры, парикмахеров и прочие радости жизни.

И всё это делается под громы и молнии, низвергаемые на коррупцию с высоких трибун. Машут флагом борьбы с ней «Дела общественные», добившиеся для своей партийной активистки Каролины Пике поста антикоррупционного зампредседателя правительства. Министр иностранных дел ЧР Карел Шварценберг на сейме TOP 09 клянётся, что там, где начинается взяточничество, кончается его любовь к ближнему. Министр юстиции от ODS Йиржи Поспишил ратует за создание отдельной прокуратуры по экономической преступности и коррупции и предлагает оформить это законом.

Однако дальше слов дело не движется. Доходит до парадоксов. Одиннадцать лет чешская полиция не могла раскрыть подозрительные обстоятельства приватизации компании «Мостецкая угольная» (MUS). Теперь оказалось, что швейцарские следователи сделали за неё эту работу: задержано около 12 миллиардов крон, выведенных из Чехии за границу, есть конкретные обвиняемые, главным образом, чехи.

Воистину великое видится на расстоянии. Да и как тут не вспомнить Оноре де Бальзака, который сказал знаменитую фразу «За всяким большим состоянием кроется преступление»…

Андрей Фозикош

http://ptel.cz/2011/11/prestupleniya-bez-nakazaniya-chast-ii/