Вацлав (907–935) из рода Пржемысловичей, сын герцога Вратислава и язычницы Драгомиры, был князем чешским с 924 по 935 год. Воспитанный своей бабушкой по отцовской линии, ревностной христианкой, Вацлав с детства был религиозен и, став во главе государства, вел скорее монашеский нежели светский образ жизни. Вацлав многое сделал для распространения христианства в Чехии, по его распоряжению в Праге была построена церковь святого Витта.
Именно Вацлав способствовал тому, чтобы в его стране могли во взаимном уважении развиваться литургии как на славянском, так и на латинском языке. Таким образом, уже в 10 веке была реализована идея папы Павла Иоанна Второго о том, что «церковь будет богаче, если будет дышать обоими своими легкими — восточным и западным».
Для своего времени Вацлав был необыкновенно образованным человеком: он писал глаголицей, говорил по-латыни и по-гречески. В 924 году, получив власть, он уже знал, что такая маленькая страна как Чехия, терзаемая внутренней усобицей и окруженная жадными до чужой земли соседями, может выжить и расцвести только в том случае, если ее народ будет более требователен к своему образованию и нравственности.
По одной из легенд, вступая на престол, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. В этом он сам подавал пример. Будучи набожным человеком, правил он твердой рукой. И вот что он умел: «отличать одно от другого; знал, когда надо взять в руки меч, а когда можно избежать зла в процессе терпеливых переговоров».
Христианский способ правления и социальные порядки, которые вводил Вацлав, встречали противодействие языческой знати, которая, в конце концов, убила Вацлава, объединясь с его братом Болеславом. Однако, это действие явило противоположный результат — кровь мученика Вацлава повлияла на окончательную победу христианства в Чехии.
Многочисленные легенды повествовали о доброте и справедливости Вацлава. Одна из них, переведенная на церковнославянский язык, на рубеже 10 и 11 веков попала в Россию. А в Англии и до сих пор на Рождество поют песню «О добром короле Вацлаве».
Вацлав имел в народе большую популярность и, будучи провозглашенным святым, стал почитаться небесным покровителем Чехии, ее символом. К 14 веку культ святого Вацлава стал в Чехии официальным. Русская Православная Церковь также почитает князя Вацлава святым, но под старославянским именем Вячеслав.
В настоящее время останки святого Вацлава погребены в капелле собора святого Витта в Праге. Стены капеллы украшены полудрагоценными камнями, а ее композиционной основой является статуя святого Вацлава работы архитектора и скульптора Петра Парлержа. Хранящиеся здесь шлем, панцирь и меч князя почитаются как святыня.
Короной, получившей название святовацлавской, с четырнадцатого века короновались чешские короли. Существует бесконечное множество изображений святого Вацлава — то как юноши, приготовляющего вино и хлеб к свершению таинства евхаристии, то как рыцаря с копьем, мечом и щитом. Со времен средневековья чешский народ в тяжелые периоды своей истории ожидал исполнения легенды о бланицких рыцарях. Согласно этой легенде, в горе Бланик всегда готовы к бою рыцари святого Вацлава, и когда чехам придется хуже всего, они выедут на помощь народу, и во главе рыцарского войска будет скакать Вацлав верхом на белом коне.
www.calend.ru