«Во Владивосток за мороженым на велосипеде» — так называется книга путешественника Яна Томшичка, в которой он рассказывает о своёмвелосипедном марафоне Морава – Дальний Восток. Волга, Урал, Сибирь.. . О своих впечатлениях, сибирских комарах и телогрейке Ян Томшичек поведал редактору «Пражского Телеграфа» Ольге Овчаренко.
Что Вас сподвигло к выбору такого длинного маршрута? Почему целью стал именно Владивосток?
Вообще-то после возвращения из Африки, где я провёл три года, я не собирался никуда ехать. Но потом у нас с подругой родилась такая идея – прокатиться до Владивостока за мороженым. Знаете, я всю жизнь ездил на велосипеде. Так, в детстве, когда мы жили в селе недалеко от Пардубиц, я ездил туда на вокзал за мороженым. Путешествие через Сибирь должно было напоминать именно эту ситуацию. Кроме того, в тот год мне исполнилось 55 лет, а моему верному другу велосипеду Favorit – 30 лет. Так что путешествие было хорошим способом отметить оба события.
Вы отправились в путь в одиночку?
Сначала мы планировали сделать это с той самой подругой, но наши пути разошлись, поэтому отправился в одиночку.
Оказывал Вам кто-нибудь финансовую помощь при организации этой поездки?
Нет, всё на свои. Вместе с визой и приглашением и расходами во время пути я потратил всего 60 тыс.
Пан Томшичек, а сколько времени у Вас занял весь путь?
Из дома я выехал 10 апреля, а до Владивостока доехал 13 сентября. По моим подсчётам это 126 дней. Потом ещё примерно столько же занял путь назад.
Это было тяжело физически?
Мой главный принцип – только своими силами пользоваться в пути. Я не хотел, чтобы меня кто-то подвозил, не пользовался никаким транспортом, кроме своего велосипеда. Поэтому временами было сложно. Ситуацию усугубляли местные дороги, которые находятся в плохом состоянии, сами знаете.
Где Вы ночевали?
В дороге я привык вести своего рода партизанский образ жизни – сплю я в лесу, вожу с собой лёгкую палатку без дна и спальный мешок. Однако по российским миграционным законам я должен был хотя бы одну ночь провести в отеле, чтобы меня зарегистрировали, печать поставили. Так вот всего одну ночь я и спал в отеле. Было это в Волгограде, в гостинице «Каскад». Ещё раз пять я ночевал под крышей у людей, которые меня приютили.
Вы были на Волге, на Урале, проехали по Сибири. Что Вас большего всего удивило, порадовало, расстроило?
Поскольку я старался не заезжать в большие города, то больше всего меня поразила и покорила природа. Например, байкальские красоты. Я проехал вдоль Байкала, потом по Транссибу до Иркутска. Были там в лесах и минусы, конечно, — комары! У меня был крем от комаров, но он совсем не помогал. Я слишком поздно узнал, — сибярики подсказали, — что есть такая спираль от комаров, работает как ладанка. Её на ветку повесишь, она начнёт чадит, и все комары погибают.
Боялись Вы чего-либо в дороге? Были опасные моменты?
Что касается природы, то боялся я медведей. В лесу я находил сотни их следов. Но местные мне объяснили, что нормальный медведь от людей бежит, не нападает. Сами они, кого не спрашивал, этого зверя всего раза два в жизни видели. Или вообще никогда. Охотники чаще, разумеется. В Африке у меня была такая же ситуация со львами. Все меня ими пугали, а я их только пару раз встретил.
Больше медведей меня водители пугали. В России они действительно невежливые и опасные. Несколько раз встреча с автомобилистами могла мне стоить жизни.
А что местные жители? Не было у Вас с ними проблем?
Не было. Я вообще русским не очень хорошо владею, но договориться всегда смогу. А местные всегда были доброжелательны, помогали, особенно вдалеке от больших городов. БАМ длинный, едешь медленно, иногда кого-то встретишь, — он тебя спросит, всё ли в порядке, надо ли чем помочь. Их же там мало, остальной свет далеко, они привыкли друг за дружку держаться.
Были очень приятными все. Ко мне, конечно, внимание было приковано. Это и понятно – приедет в захолустную деревеньку какой-то сумасшедший на велосипеде! Сразу дети сбегались, рассматривали.
Кстати, о детях. Там ребята 12-13 лет все на мотоциклах ездят, в аварии попадают, — вдоль дороги часто встречаются могилки или поминальные камни.
Случалось ли с Вами что-то действительно странное? Может, едапопалась необычная, или человек, погода, может ещё что вас шокировала?
Ничего из ряда вон выходящего. Но было кое-что, что немного удивило. Например, непорядок в лесу. Чехия – страна маленькая, тут леса убраны, о ручьях заботятся, камни складывают. А тут тайга, всё дикое, ни души вокруг, никто лес не расчищают.
Потом там ещё часто встречаются брошенные со времён перестройки лесопилки. Грустное зрелище– раскуроченный лес…
Что касается еды, или напитков, боялся я водки. Мне нельзя особо пить, я лекарства принимаю. Но сибиряки оказались понимающими, — когда говорил «хватит, больше не буду», не наливали. На обратном пути, когда начинал идти снег, и было действительно холодного в тонком спальном мешке, я сам начала водку применять в качестве согревающего средства.
Такой простой и одновременно сложный вопрос: что Вам больше всего понравилось, а осталось плохим впечатлением?
Мне страшно нравятся русские церкви, их башенки и купола. Люди, конечно, были милые, открытые.
Интересный момент – когда я был в России при социализме, магазины были пустые. Сейчас они забиты битком даже в отдалённых населённых пунктах. Только вот у населения нет денег, чтобы этим изобилием насладиться.
Из минусов опять упомяну водителей. А ещё однажды местные у меня 100 долларов украли, но зато подарили телогрейки. (Смеётся)
Во Владивостоке попробовали мороженое? Стоило оно того?
Да, нашёл там лавочку, где не только «Альгида», но и русское мороженое было. Продавщица мне положила несколько шариков разных: лимонное, ванильное, клубничное, шоколадное и т.д. Я доволен был.
Кстати, сам город на меня не очень хорошее впечатление произвёл. После тайги он показался шумным, там пробки везде. Да ещё и погода испортилось, не получилось там подольше задержаться.
О, а как Вы обратно домой добирались?
Обратный путь был сложнее, не получилось его целиком своими силами преодолеть. Погода портилось, зима начиналась, да и возраст уже не тот. Так что поехал я от Байкала до Новосибирска, потом оттуда до Уфы, а потом уже своим ходом по тому же маршруту. Всего туда и обратно я проехал 22 тыс. км.
Если не ошибаюсь, это уже не первое Ваше путешествие на велосипеде?
Да-да, я побывал в Африке, — 2 года я жил в Кейптауне, -Скандинавии, по Европе поездил.
Как Вы оказались так далеко – в Кейптауне?
Я помогал в Штецине корабль строить, потом мы на нём до Южной Африке и доплыли. Там я провёл два года, а потом отправился в обратный путь через Восточную Африку на велосипеде.
Вы – заядлый путешественник, наверняка, уже планируете новый тур?
Пока нет, мы тут дом строим, семья, сами понимаете. Хотя жена меня сама гонит иногда. Я бы хотел на север поехать, через прибалтийские республики до Лапландии и т.д. Ещё одна мечта – Канада. Люблю читать Джека Лондона и всегда хотел видеть эти края золотодобытчиков. Но сейчас побывал в Сибири, выглядит это точно также. Так что на другой континент, скорее всего, уже не выберусь.