В Чехии социальные службы имеют право забрать ребёнка из семьи и передать его другим родителям, если посчитают, что материальные условия его родных оставляют желать лучшего.
Петру Коваржову (имя и фамилия по просьбе героини изменены), мать восьми несовершеннолетних детей в возрасте от 6 до14 лет, постигло большое горе — в автокатастрофе погиб супруг, отец детей и основной кормилец семьи.
Но Петра Коваржова даже представить себе не могла, что на этом несчастья её дружной семьи только начинаются. До гибели супруга Петра Коваржова занималась, в основном, воспитанием детей, сейчас же всё бремя ведения финансовых дел легло на её плечи.
Оказалось, что без зарплаты мужа пособий на детей катастрофически не хватает не только на погашение всех коммунальных платежей, выплату кредита, но даже на питание детям. Пришлось покинуть арендованную квартиру и переселиться в одну комнату в общежитии для малоимущих.
Но однажды в семью, которая только начала приходить в себя после всех испытаний, пришли социальные работники и с разрешения суда забрали троих детей в детский дом, а одного из них отдали в приёмную семью. Работников соцслужбы не остановили ни душераздирающие крики детей при расставании с мамой, ни слёзы и уговоры несчастной женщины. По мнению чешской социальной службы и судов, тяжёлое экономическое положение семьи даёт право забрать детей в детдом.
Неограниченная власть равна неограниченному беззаконию
Социальные службы получили в Чехии неслыханные до недавнего времени права. Первому чешскому общественному защитнику прав человека, омбудсману Отакару Мотейлу пришлось, к примеру, разбирать случай, когда детей забрали у семьи в дом младенца в тот момент, когда молодые мать и отец с малышами после окончания договора аренды квартиры планировали переезд к своим родителям. Вскоре после этого детей отдали на воспитание в другую семью. И это был не единственный пример неограниченной власти «социалки».
Отакар Мотейл, скончавшийся в мае 2010 г., считал эти случаи вопиющим нарушением прав ребёнка и самих родителей. «Бытовые либо иные подобные доводы отделения ребёнка от семьи недопустимы, надо всегда искать другие решения», — утверждал Отакар Мотейл.
Европейский суд по правам человека даже организовал в 2007 г. отдельное расследование подобных случаев в Чехии и вынес отдельное определение в адрес социальных служб ЧР. Больше всего Европейский суд по правам человека удивило то, что чешские судьи совершенно не принимали во внимание отношения в семье. Более того, в некоторых решениях чешских судов по отделению детей от семьи, находящейся в сложных финансовых условиях, даже отмечается, что родители изо всех сил стремятся решить существующие проблема, а к воспитанию детей относятся очень серьёзно. Несмотря на это, детей отбирали у родителей и отдавали на воспитание сначала в детские дома, а потом и в другие семьи.
Бег с препятствиями
В Чехии существует немало барьеров в осуществлении социальной и правовой защиты семей. Из-за низких доходов родителей либо потери ими рабочего места, что делает невозможным погашение ими ипотечных кредитов, семьям часто грозит выселение. Детей из таких семей могут забрать в детдом, невзирая на атмосферу и взаимоотношения в семье.
На ситуацию с отделением детей от малообеспеченных родителей давит и то, что в Чехии много семей, желающих усыновить детей, и мало детей, которые могут быть усыновлены. Поэтому, принимая ребёнка из неблагополучной семьи на время и желая его усыновить, приёмные родители стараются всячески препятствовать контактам малыша с его биологическими родителями. Соцработники их в этом поддерживают, поскольку во главу угла ставят качество жизни ребёнка, а не духовную связь с родителями.
Проблемы малообеспеченных семей, лишившихся детей, усугубляются ещё и нехваткой бесплатной юридической помощи. В результате большинство таких семей в ходе судебных разбирательств оказываются в невыгодном положении. Зачастую суды не удосуживаются вникнуть в ситуацию, принять во внимание все нюансы, а руководствуются только желанием упрочить финансовое благополучие ребёнка.
И социалка, парадоксов друг…
При этом в Чехии существует социальный парадокс — самые большие проблемы с занятостью, обеспечением нормальных бытовых и материальных условий возникают в цыганских семьях. Но соцработники из отделов опеки пока не подготовлены к работе с этим меньшинством. К тому же, родителей, готовых принять на воспитание ребёнка из цыганской семьи, очень мало.
Существенным фактором является также то, что чешские детские учреждения имеют финансовые стимулы для того, чтобы принимать детей. Приюты для детей до трёх лет могут получить около 10 тыс. евро на одного ребёнка в год, за ребёнка старше трёх лет — 8 тысяч (даже если он находится в бегах).
В дополнение к этим средствам биологические родители, у которых отняли ребёнка и поместили его в детский дом, обязаны платить учреждению суточные за содержание малыша. При этом сумма оплаты зависит от доходов и составляет от 20 до 30 евро в месяц. Если семья не оплачивает взнос, это считается преступлением, и суд вправе назначить наказание в виде нескольких десятков часов общественных работ, а можно и на два года угодить за решётку.
Новый закон поможет семье
В 2010 г. чешские власти услышали голос омбудсмана. В июне правительство Чехии заявило, что его приоритетом является поддержка ребёнка в его семье, а не в спецучреждении. Чешское министерство образования совместно с министерством труда разработало новеллу закона об изменении правил пребывания детей в детских домах и диагностических центрах.
В рамках закона о соблюдении прав ребёнка будут установлены новые стандарты взаимоотношения детей с родителями, с социальными работниками, а также их подготовки к проживанию вне стен детских домов. Уменьшится и срок пребывания в детских домах детей, изъятых их семей. За соблюдением выполнения стандартов будет следить Чешская школьная инспекция. Новелла закона предполагает также полное изменение существовавшей до сих пор структуры самих детских домов и диагностических центров. Ожидается, что закон может быть принят уже осенью нынешнего года.
Мария Урсул, Елена Агеева
Вставка
В настоящее время в чешских приютах находится 22 тысячи детей. Чехия занимает первое место среди европейских стран по количеству детей, содержащихся в детских домах. При этом Чешская республика неоднократно становилась объектом критики Евросоюза за то, что в детских домах находятся дети, которым там не место.
Вставка
Чехия — не единственная страна, где социальные службы имеют огромные полномочия. Один немецкий адвокат на условиях анонимности сказал, что в суде обычно сложно доказать неправомерность действий соцработников, и суды часто занимают их сторону. «В Германии доходит до того, что родители грудным детям дают валерьянку — лишь бы соседи не пожаловались в социальные службы на детский крик», — сказал адвокат. А в Финляндии 7-летний Роберт Рантала, имеющий российско-финское гражданство, более месяца назад оказался в приюте после того, как сказал в школе, что мама шлёпнула его, и он может уехать в Россию. Соцработники забрали ребёнка из семьи и передали в суд дело о лишении матери и отца Роберта родительских прав.