23 марта в Национальном театре состоялось традиционное, в этом году уже двадцатое, награждение лауреатов премии «Талия».
Рядом с «Чешским львом», местным «Оскаром», «Талия» является ещё одной престижной актёрской премией в Чешской Республике – на этот раз за театральные достижения. В этом году патроном премии стал мэр столицы Богуслав Свобода. Надо, впрочем, отдать должное комиссиям, назначаемым президиумом Актёрской ассоциации – учредителем премии, отметив, что «Талия», особенно в последние годы, не сосредотачивается близоруко только на пражских театрах и исполнителях. Так в шорт-листах номинаций за 2012 год превалировали исполнители Национального Моравско-Силезского театра в Остраве, а в финале статуэтки разъехались по всем концам республики. В частности, их увезли солисты и актёры театров в Усти-над-Лабем, Млада-Болеслав и Брно.
Устроители хотели сделать юбилейный год запоминающимся и необычным. В зале Национального театра всё, как обычно, переливалось яркими тканями вечерних платьев, игрой камней, блёсток и страз. Оркестровая яма, как всегда, при передаче премий превратилась в VIP-пространство, где вместо пюпитров, скрипок и валторн сидели за столиками почётные гости. А вот сцена, претворённая в греческий амфитеатр, напоминала, скорее, театральную декорацию. С неба спустилась в колеснице сама богиня Талия. Сказав несколько слов по-гречески, богиня воссела на трон и благосклонно наблюдала за вручением премий, а в конце, вдруг неожиданно освоив чешский язык, попрощалась с присутствующими. Едва усевшейся на трон богине тут же тихонько поднесли шубу – и не удивительно – музе, привыкшей к греческому солнцу, этой весной должно было показаться в Праге холодновато.
Кроме невинного намёка на холодную погоду, красной нитью в течение вечера звучали и жалобы на «кризис культуры, которую душит невидимая рука рынка», впрочем, завершённые оптимистичным прощанием богини Талии, напоминающей, что чем хуже в стране, тем лучший театр возникает, и предлагающей рассматривать гонение театральных деятелей как наилучший выход из кризиса искусства. Все эти в лёгкой и театральной форме произнесённые выпады против сокращения субсидий на культуру и сложной ситуации, сложившейся в последнее время вокруг самого Национального театра, в историческом здании которого проходил вечер, не помешали радостной и праздничной атмосфере.
Что касается самых главных премий в области драматического театра, публику ждал небольшой сюрприз. Первую премию как за лучшую мужскую, так и за лучшую женскую роль прочили Габриэле Мичовой и Ивану Трояну, уже ставшими неполный месяц тому назад лауреатами «Чешского льва» в номинациях за главные роли. Габриэла Мичова действительно унесла с подмостков статуэтку Талии за роль Роми, сыгранную ею в уже не существующем «Пражском камерном театре», прекратившем по финансовым причинам своё существование к сезону 2012/2013. Лауреатство за мужскую роль завоевал Рихард Крайчо за роль Денни в американской драме «Дождливые дни» в постановке пражского театра «Унгелт». Актёр признался, что был удивлён вручением премии именно ему, сказав, что был совершенно уверен, что в этом году все премии соберёт Иван Троян, даже извинился перед своими коллегами за победу, впрочем, судя по его уникальному и убедительному исполнению роли, вполне им заслуженную.
Как всегда, с интересом и нетерпением зал ожидал произнесения имени лауреата той или иной номинации, каждый раз приветствовал стоя и продолжительными аплодисментами заслуженных пожилых артистов, пришедших получить награждение за пожизненные заслуги. Особенно тёплого приёма удостоился Карел Фиала (известный всем нам по роли Лимонадного Джо), получивший премию за пожизненные заслуги в области мюзикла и оперетты. Кстати, эта премия была новинкой юбилейного года, так же как и премия в области кукольного театра. Появившиеся на сцене многолетние любимцы детей и взрослых – Спейбл и Гурвинек, вызвали, как обычно, вспышки смеха и добрых эмоций. Да и весь вечер, проведённый с мягким юмором и теплом, свидетельствовал о том, что театр по-прежнему остаётся живым организмом, дышит, играет, ищет новых путей и обещает зрителю оставаться с ним ещё не одно столетие, несмотря на любые трудности.
Наталья Мартынова
«Пражский телеграф»