В Музее города Праги можно посмотреть дигитализованную 3D версию модели Праги, созданной по макету Антонина Лангвайля. В небольшом демонстрационном зале вам выдадут специальные очки, и вы сможете отправиться в виртуальную прогулку по Праге первой трети XIX века.
Эффект замечательный, особенно, когда, словно птица, проплываешь меж двух башен Тынского храма, или идешь пешком по узким улочкам Старого города. Вон Старое еврейское кладбище с могильной плитой рэбби Леви, ни с чем не спутаешь Карлов мост — он пока единственный на Влтаве, а забравшись на Градчаны, видишь недостроенный собор св. Вита….
Новшество, позволяющее перенестись на века назад во времени, длится всего лишь шесть минут, а стоило оно 12,5 миллиона крон и почти три года работы огромного коллектива специалистов – над ним трудилось 170 человек. Непосвященный читатель вправе задать вопрос, что же это за модель, на которую потрачено столько усилий и денег? Попробуем ответить.
Рукотворная Прага
«Эта модель, с одной стороны, является произведением искусства, с другой, имеет высокую историческую ценность, — объяснила мне работница музея, ведающая демонстрацией фильма. — И в мире она уникальна, как своими размерами, так и степенью миниатюризации».
Полное название раритета – Модель Праги Лангвайля, она по праву носит имя своего создателя, который – без преувеличения – отдал за нее жизнь.
Антонин Лонгвайль окончил престижную по тем временам экономическую школу в Ческом Крумлове, где потом работал сотрудником мэрии. Позже в Венской художественной академии он познакомился с литографией и в 1819 году попытался было в Праге открыть собственное литографическое производство, но потерпел неудачу. Наконец стал служащим университетской библиотеки, однако чувствовал в себе силу и способности на большее. Как-то он увидел гипсовую настенную модель Парижа — и загорелся идеей сделать нечто подобное с Прагой.
С 1826 года, воспользовавшись только что изданным топографическим планом города, Лангвайль взялся за создание модели в масштабе 1:480, вряд ли представляя себе, сколь тяжелый груз взвалил на свои плечи: у него не было никакой финансовой поддержки и его многочисленная семья бедствовала. Лангвайль работал на износ и в 1837 году после 11 лет напряженного труда скончался, успев изобразить из бумажного картона на деревянной основе Старе Место, Еврейский город, Малу Страну и Градчаны. Модель осталась незавершенной: Лагвайль собирался сделать еще Нови Свет и Нове Место, однако и в таком виде она получила репутацию уникальной. Она содержит более двух тысяч зданий исторического центра Праги, причем около половины из них стоят до сих пор. Миниатюры которых поражают точностью воспроизведения, наличием всех строительных и декоративных элементов на фасадах и крышах, подробностями устройства внутренних дворов, садов и парков, хозяйственных построек и прилегающих земель. Видны даже номера домов и надписи на надгробьях на еврейском кладбище.
Судьба модели
Еще в процессе изготовления модель вызывала любопытство, восхищение и интерес у многих образованных людей той эпохи – автор несколько раз выставил ее на публичное обозрение, надеясь найти себе и проекту мецената. Все напрасно: у сочувствующих лишних денег не было, а богатые видели в Лагвайле человека с причудами, и на его «курьез» расщедриться не хотели. И в мае 1836 года Антонин Лангвайль покидает этот мир, оставив жене и детям лишь долги и незаконченную модель. История должна быть благодарна вдове энтузиаста, написавшей такое письмо императору Фердинанду V, что тот не остался равнодушным: не име.щее аналогов художественное произведение площадью 20 кв. метров было им в 1840 году выкуплено для пражского музея. Впервые после смерти Лангвайля его выставили для осмотра тоько в 1862 году в здании Старогородской ратуши. И в последующие годы модель выставлялась редко, что имело и свою положительную сторону – уязвимое сооружение из бумаги и клея не сильно пострадало от света и перемены температур. После Второй мировой войны модель перешла в собственность городского музея Праги, впервые показавшего ее в 1961 году в рамках выставки «Прага XIX века». Подзабытая, она буквально произвела фурор и стала открытием для пражан и туристов, самым драгоценным экспонатом городского музея.
С 1962 по 1970 годы модель подверглась тщательному реставрированию и была помещена в стеклянную витрину, а в 1999 году витрину ей сделали еще «круче», чтобы обеспечить бесценному экспонату полную безопасность, оптимальный световой режим и микроклимат.
Модель размещена в отдельном зале, где установлены современные панели управления и компьютеры. Теперь с помощью специальной телекамеры посетители музея смогут с точностью рассмотреть те детали, которые не доступны глазу из-за стеклянной витрины.
А Лагвайлю нашлось наконец место в энциклопедии. Как и во многих других случаях, признание приходит после смерти.
Виртуальная прогулка
Но этим дело не кончилось. Двадцать первый век со своими супертехнологиями дал отсчет качественно новому этапу жизни ставшей знаменитьй модели. Благодаря покровительству мэрии, получил «зеленый свет» проект ее дигитализации, или переводу в оцифрованную 3D версию. Для этого использовались миниатюрные камеры, которые обычно применяют при хирургических операциях. Они позволили проникнуть в самые отдаленные бумажные закоулки Праги. Руководитель проекта дигитализации Ян Бурьянек подчеркивал, что модель очень чувствительна к свету и теплу и операторы при съемках не смели ничего трогать. «Поэтому мы пользовались исключительно фотометрическими методами», — сказал он. Специальный робот сделал более 244 тысяч снимков общим объемом 8 террабитов. Точность съемки геометрических деталей была определена в 1 мм, а точность съемки текстур – 0,1 мм по вертикали.
Все это позволило добиться впечатляющего результата: большие деньги не были выброшены на ветер. Обновленная модель Праги стала магнитом для посетителей музея, а также полезным источником для различных специалистов.
Андрей Фозикош