Картина «Летний день», признанная одной из вершин творчества ярчайшей фигуры русского импрессионизма и одного из первых представителей ар-нуво Константина Коровина, в конце мая на аукционе пражского дома Dorotheum была продана за рекордную сумму – 9,7 (с учётом комиссионных — 11,64) миллиона крон.
Сразу возникает вопрос: откуда в чешских коллекциях работы русской живописи такого уровня? На самом деле в этом нет ничего удивительного, ведь в прошлом у Чехии и России были очень развитые отношения. Часть картин покупалась ещё до революции чешскими русофилами, часть привезли с собой эмигранты.
Датированная 1916 годом картина «Летний день» написана в деревне Охотино в Ярославской области, где у Коровина была мастерская. Эксперты признают «Летний день» лучшим пейзажным полотном, созданным художником в этот период творчества. Эта картина, написанная свободной кистью, красноречиво свидетельствует о виртуозной работе мастера русского импрессионизма с цветом.
Полотно входило в коллекцию Йозефа Кошки, чешско-словацкого дипломата и легионера. В 1920-х годах Кошка был первым консулом Чешско-Словацкой Республики в Риге, оттуда и привёз пейзаж в Чехию.
Почти столетие полотно оставалось в собственности семьи, и вот в мае этого года объявилось на рынке. По словам эксперта аукционного дома Dorotheum Михала Шимки, такие знаменитые картины зарубежных художников на чешском арт-рынке фигурируют крайне редко. «Очень рады, что заинтересованность в полотне превысила все наши ожидания, в аукционе приняло участие большое количество ценителей искусства со всего мира. В результате «Летний день» был продан за сумму почти в три раза выше оценочной», – рассказал эксперт, отвечая на вопрос «Пражского телеграфа».
Стоит заметить, что среди русских художников, фигурирующих на чешском рынке искусства, Константин Коровин по праву занимает первое место. Так, весной 2004 года его картины «Париж» и «Виши» были проданы аукционным домом Meissner-Neumann. Оба полотна входили в коллекцию Йозефы Шквора, бывшего директора заводов Шкоды и известного предпринимателя, который во время Первой мировой войны работал в России. На рубеже 20–30-х лет он вёл торговые дела в Париже, где и приобрёл картины непосредственно в студии Коровина. К осени 2004 года аукционный дом выставил следующее произведение знаменитого русского импрессиониста – «Пристань в Марселе». Написанная во второй половине 20-х лет картина была отдана за 805 тысяч крон.
Общеизвестно, что российские коллекционеры за то, чтобы вернуть произведения русской живописи на родину, готовы заплатить круглые суммы. Крупнейшие аукционные дома Sotheby’s и Christie’s на постоянной основе организуют в Лондоне специальные аукционы, на которых представлено исключительно русское искусство – речь идёт о суммах в несколько сотен тысяч фунтов.
Дарья Микерина
«Пражский телеграф»