«Мы встретились в день, когда прошло ровно девяносто лет и один месяц с момента, когда на Вильсонов вокзал в Праге прибыла Марина Цветаева, чтобы провести в Чехии три года и три месяца своей жизни, полные как работы, так и проблем».
Так начал свою речь крупный учёный, профессор, преподающий на кафедрах русистики и компаратистики философского факультета Карлова университета в Праге Владимир Сватонь.
В бывших Горних Мокропсах, а ныне части села Вшеноры на улице В Халоупках около дома 521 собралось в последний августовский день этого года столько публики, сколько, думается, стоявшие вокруг тихие домики никогда и не видели.
Пришедшие, разного пола и возраста, говорящие кто по-чешски, кто по-русски (а большинство и по-чешски, и по-русски), поспешили туда по приглашению Общества Марины Цветаевой на открытие памятной доски на доме, где один из самых великих русских поэтов XX века провела почти год своей жизни. Учитывая, как часто за три года менялись места проживания Марины Ивановны в Чехии, девять месяцев, проведённых тут, – это целая эпоха.
31 августа – день, выбранный не случайно. Именно 31 августа 1941 года Цветаева поставила точку за своей жизнью. Зато грусть выбраного дня уравновешивает радостная и круглая цифра текущего года, поскольку именно в нынешнем октябре мы будем отмечать 120-летие со дня рождения Марины Ивановны. А доска получиласть очень трогательной и домашней, поскольку на неё скопирована одна из бытовых записочек Марины Ивановны со сделанным ею рисунком. Всё это поддерживало атмосферу сопричасности жизни поэта и объединённости присутствовавших общей мыслью, делом и чувством.
Прямо на улице перед памятной доской чередовалось пение Евгении Кожевниковой под аккомпанемент композитора и исполнителя Евгении Логвиновой с интересной и глубокой речью Владимира Сватоня, стихи Цветаевой на чешском в исполнении поэта и переводчика Ондржея Мразека со стихами на русском, прочитанными живущим в Чехии русским актёром Иваном Шведовым. Отрывки из сценария «Час души», впервые представленного чешской публике ещё в «социалистическом» 1979 году, напомнила присутствующим режиссёр Гелена Гланцова. Председатель общества Марины Цветаевой Галина Борисовна Ванечкова представила тех, без которых это радостное событие не могло бы состояться, – архитектора Андрея Курочкина и его супругу Инну, которые не только стали создателями памятной доски, но и выступили спонсорами этого проекта.
Здесь приходится с сожалением констатировать, что русская литература в наши годы далеко не всегда привлекает внимание меценатов. Активная деятельность общества в основном осуществляется благодаря взносам и энтузиазму его членов, а о более крупных проектах, таких, как открытие памятника или доски, не говоря уже о покупке дома для организации музея, как правило, даже мечтать не приходится. Впрочем, справедливости ради, следует заметить, что не все владельцы горят желанием продавать принадлежащую им недвижимость ради русского поэта и заботящегося о его памяти общества. Тем с большей благодарностью мы должны отнестись к позволению хозяйки дома установить на нём мемориальную доску.
Впрочем, Галина Ванечкова на вопрос, почему был выбран именно этот дом, дала замечательный ответ: «Потому что Марина Ивановна именно здесь была счастлива». Ведь недаром она сама писала о своём переезде сюда, как о переезде «в чудную – почти аю-райскую – хату, предпоследнюю в деревне, почти в лесу».
Одновременно ко дню памяти Марины Цветаевой было приурочено и открытие нового официального сайта общества: www.prahatsvetaeva.com, где можно найти много интересной информации о жизни поэтессы в Чехии и многочисленные «цветаевские адреса», включая и дом В Халоупках.
Наталья Волкова
«Пражский телеграф»