Лилиан Малкина: «Я навсегда останусь для чехов русской»

Лилиан Малкина – единственная русскоязычная актриса в Чехии. Она родилась в 1938 году в Таллинне и свою творческую карьеру начала в Советском Союзе, окончив Ленинградский театральный институт им. Островского.

 Её жизнь перевернулась в 1992 году, когда она твёрдо решила переехать в Чехию. В 1997 году она сыграла свою самую знаменитую роль бабушки русского мальчика в фильме «Коля», который получил «Оскара» как лучший иностранный фильм года. Сегодня её можно увидеть на сцене пражского Театра на Забрадли.

Я лечу свою грусть на Мосту –
Там, где толпы туристов и шум,
Там, где музыка звонких струн,
Портреты и паспарту.

Наверное, так, или как-то очень похоже, можно зарифмовать любовь Лилиан Малкиной к Карлову мосту. Туда она первым делом отправилась после приезда в Прагу 3 апреля 1992 года. Туда она приходит вот уже 20 лет, когда с ней приключается ностальгия или грусть. Ведь артистке комедийного жанра, как она сама себя определяет, грустить не положено. Да и зачем это? Жизнь – штука весёлая.

Лилиан Малкина родом из Таллина, а значит, с самого детства жила в двуязычной среде. Часто сетовала на то, что помимо русского языка надо знать эстонский, но понимала, что это важно. «Это, правда, никак не помогло мне при переезде в Чехию. Всё-таки в 54 года трудно приспособиться к новой двуязычной среде», — говорит Малкина.

Кстати, чешский язык она никогда специально не учила. «Когда мне давали роль, я просила кого-то медленно читать её по-чешски, записывала чешские слова русскими буквами и зубрила. Зубрю и сейчас. Сама читаю по-чешски с трудом. Когда получаю роль, считаю сколько в ней фраз, делю на количество дней, оставшихся до выступления, и учу. Если забуду что-то на сцене, импровизировать уже не смогу.

Даже суфлёры мне в этом случае не помогут. Поэтому всегда накануне спектакля я повторяю свою роль, даже если сыграла её сто раз», — говорит Лилиан Малкина.
Любите ли Вы драматическое искусство?

На вопрос «Любите ли Вы драматическое искусство?» Малкина отвечает: «Вынуждена». И добавляет: «Если бы я в своё время знала, что в ГИТИСе готовят хореографов, а в цирковом училище можно учиться на клоунессу, я бы не поехала учиться на артистку. Нам, драматическим артистам, до цирковых прыгать и прыгать». Любовь к цирку, как и к балету, она пронесла с собой через всю жизнь.

Ещё одна её страсть – кино. «Смотреть фильмы я люблю больше, чем сниматься в них. В детстве, когда денег толком не было, мама давала мне пустую бутылку, я сдавала её и покупала билет в кино. Если фильм мне особенно нравился, я пряталась – ложилась между рядами в кинотеатре – и так оставалась на второй сеанс», — вспоминает с улыбкой Лилиан.

Главная встреча в жизни

В кино она увидела свою первую сказку – «Золушку». «В то время как все нормальные дети были без ума от Золушки и доброй феи, я влюбилась в злую мачеху. Мама сказала мне, что её играет Фаина Раневская. Я заболела этой тётенькой и, благодаря ей я — артистка, — признаётся Лилиан Малкина. — Мне всегда очень хотелось встретиться с Раневской. Однажды мне сказали, что она приехала отдыхать в Вызу (это под Таллином).

Я отказалась от намечающейся поездки в Польшу, сняла в Вызе комнату и стала наблюдать, когда могу подойти к ней, искала момент. Нашла. Я не из робкого десятка, но не знала, что сказать – кекала, мекала, заикалась. И вдруг рассказала какой-то анекдот. Раневская засмеялась. А я в то время могла 2 часа без перерыва рассказывать анекдоты.

Мы расставались часа через полтора, она посмотрела на меня и вдруг сказала: «Деточка, а Вы талантливы». Так она дала мне силу, веру в то, что я артистка. Дала мне возможность почувствовать себя». Они общались на протяжении десяти лет – встречались, болтали, репетировали, мечтали о новых ролях.

Театр, кино, эстрада

Ролей у Малкиной было множество – и в театре, и в кино, всё больше комедийные. Сама она ведёт такой «подсчёт»: ролей в театре – 140, в кино – 60, из них комедийные – 142, 63. Кроме того, Малкина – прекрасная эстрадная артистка. «22 года моим партнёром по эстрадной сцене был Лёва Миллиндер. С ним мы сделали 5500 выездов – он считал. Бывали, конечно, и неудачи, но было весело.

Много я ездила и с театральными труппами. Тогда вообще всё воспринималось по-другому – мы радовались гастролям. Это сейчас, если выезд назначен на субботу – мы иногда ездим с театром – уже с понедельника у меня плохое настроение. А тогда нет».
Так уж сложилось, что в театрах Малкина никогда не задерживалась подолгу – уходила сама, или выгоняли со скандалом, причём не как актрису, а как борца за справедливость и нарушителя спокойствия.

Актёры, работавшие с ней, отмечают, что Малкина поражает отсутствием актёрского честолюбия. Она никогда не поступилась своими принципами, чтобы получить роль, и никогда никому не завидовала.

Малкина играла в Таллине, в Москве – в Театре на Таганке и в «Скоморохе», но больше всего – в Питере. Теперь она играет в трёх пражских театрах – «Виоле», Театре на Фидловачке, театре «Ипсилон».

Всего она поменяла 15 театров. В Питере всегда мечтала играть в Театре комедии – не брали. Но и это сбылось. Когда-то давно друг Малкиной Вадим Голиков взял с неё обещание, что, если ему дадут какой-нибудь хороший театр, она обязательно сыграет в нём. Прошло 11 лет, Голиков позвонил Малкиной и сказал: «Я получил Театр комедии. Ставлю «Тележку с яблоками». Для тебя есть прекрасная роль, приезжай!» Она примчалась, и провела в Театре комедии 9 лет – от начала и до конца Голиковской эры.

Последним её питерским театром стал «Эксперимент». «Однажды в «Эксперимент» пригласили чешских актёров. Так Чехия начала для меня что-то значить. Несколько раз я была там как гость, а потом осталась навсегда», — говорит Малкина.

Пражский этап

«Когда я уезжала в Чехию, сказала себе три вещи: каждый год буду навещать Питер и Таллин, при любой возможности буду говорить по-русски и никогда больше не стану играть», — не скрывает Лилиан. Первое и второе исполняются и сейчас, третье – нет.

«Мне вообще-то было проще, чем другим: у меня в Праге было жильё, друзья, но я всё равно прошла тяжёлую школу уборщиц – несколько месяцев мыла в офисе полы и кофейные кружки. Правда, меня после работы за углом всегда ждала машина домой, а всю эпопею с уборкой я воспринимала скорее по-актёрски. А тут – надо ж беде случиться – меня нашли на роль в фильме «Коля» и роль в Театре на Забрадли.

Пришлось извиняться перед начальством и уходить», — говорит Лилиан Малкина.
«Коля», получивший в 1997 году Оскара, безусловно, перевернул жизнь Малкиной. «Было много фильмов, много спектаклей, но для чехов я, наверное, навсегда останусь Колиной бабушкой. А ещё навсегда останусь для них русской. Точно так же, как в России была еврейкой», — признаётся Лилиан.

Лилиан Малкина очень любит путешествовать – это ещё одна её страсть, и главная. Была даже на мысе Доброй Надежды, где всегда мечтала побывать, «потому что название нравится». Она считает, что в жизни каждого человека есть особенные города, любимые. Для Малкиной это Прага, Питер и Париж. «Этот мой пражский этап – старость, и, наверное, лучшей старости человек просто не может придумать.

Здесь я нашла работу, признание, красоту города. Я сама не заметила, как Прага стала для меня родной. Первые несколько лет своей жизни в Чехии я говорила: «Еду домой в Питер, возвращаюсь в Прагу». А потом однажды поймала себя на том, что еду в Питер, а соскучилась по пражскому дому», — говорит Лилиан.

Притча

«Напоследок расскажу вам притчу про автобус.
В молодые годы мы всё время ездили. В автобусе молодёжь сидела на задних рядах, артисты среднего возраста – на средних, старшее поколение впереди. Молодые пили, пели, кричали. Обязательно кто-то из старших поворачивался и говорил: «Тихо, перестаньте орать, мы устали».

Шли годы, неожиданно я оказалась в середине автобуса. А молодёжь продолжала пить, петь, кричать. И старшие поворачивались и говорили: «Тихо, перестаньте орать, мы устали». И, наконец, совершенно неожиданно, уже здесь, в Чехии, я зашла в автобус, Иван Троян сказал мне: «Лили, садись сюда»,- и показал на первое сиденье. Я села и вспомнила всю свою жизнь. Молодёжь пьёт, орёт, кричит, а я сижу – уставшая. Но пока я не повернусь и не скажу: «Тихо, перестаньте орать, я устала», – я работаю и живу», — кредо Лилиан Малкиной.

Ксения Симонова
«Пражский телеграф»