Дагмар в сетях любви и ненависти

Дагмар Гавлова – одна из самых противоречивых женщин новейшей чешской истории. Прима на сцене, первая леди при самом народном президенте Вацлаве Гавеле.
Её обожают и ненавидят, но оставить без внимания почти уже шестидесятилетнюю Дагмар просто невозможно.

 Пожалуй, брак Вацлава Гавела и актрисы театра и кино Дагмар Вешкрновой можно назвать мезальянсом. Он – диссидент, скандальный, но почитаемый независимым народом политик, она – актриса, красавица, к тому же почти на двадцать лет младше, и полный антипод первой жены Вацлава – такой правильной Ольги.

Ольга была типичным представителем социалистической эпохи со знаком плюс: пролетарского происхождения, рабочая обувной фабрики «Батя». Позже новая работа Ольги – билетёром в театре — привела её к замужеству и, спустя годы, статусу первой леди страны. Вацлав во времена работы Ольги билетёром был чернорабочим, строил кулисы театра и заинтересовался молодой девушкой. Их знакомство переросло в семейный союз. Когда-то Ольгу сравнивали в шутку с женой декабриста, ведь именно на её долю выпали все тяготы диссидентской жизни Вацлава после 1968 года. Естественно, Ольга пришлась по душе народу – скромная, смотрящая с супругом всегда в одну сторону, поддерживающая новый режим, ценящая благотворительность, основательница «Комитета Доброй Воли».

Поэтому, когда спустя ровно год после смерти Ольги от рака в 1996 году вдовец Гавел женился на актрисе Дагмар Вешкрновой, сам едва выписавшись из больницы после операции на лёгком, общественность, мягко говоря, удивилась. Тем более, что свадьбу сыграли в той же самой ратуше, где тридцать три года тому назад молодой Гавел обручился с первой супругой.

Дагмар оказалась далеко не такой мягкой и незаметной спутницей президента, как Ольга. Понятно, что её новая роль была совершенно несовместима с актёрской деятельностью, но Дагмар, не оставила сцену, хоть и сократила пребывание на ней до минимума — став первой леди Чехии, она уже через пару дней снова играла в театре. Но справедливости ради следует отметить, что Дагмар сразу же отказалась от новых проектов и предложений в кино.

Истории, которые потрясли Град

Кто же такая Дагмар или, как её ласково называл сам Вацлав, Даша? Госпожа Вешкрнова родилась в городе Брно и окончила Брненскую консерваторию, затем там же получила театральное образование. Многие чехи знают её как приму театра «На Виноградах».

В её послужном списке роли Жанны Д’Арк, леди Макбет, Марии Стюарт, шведской королевы Кристины из XVII столетия (именно это амплуа она примерила на себя практически сразу после свадьбы с президентом). Дагмар снялась в пятидесяти художественных фильмах и двухстах телепостановках, является лауреатом многочисленных национальных и международных профессиональных наград. У неё есть ребёнок от первого брака, на момент свадьбы с Гавелом уже совсем взрослая дочка Нина.

Позднее открылись пикантные подробность их знакомства с Дашей – роман с ней Гавел закрутил давно, ещё при жизни Ольги. Самое интересное, что даже после таких подробностей личной жизни народ по-прежнему поддерживал Гавела, а вот нелюбовь к Дагмар проявлялась всё сильнее.

В чешской жёлтой прессе активно муссировались «собачьи» истории о Дагмар Гавловой. Сперва прошёл слух о том, что при переезде на новую квартиру к Гавелу «жестокосердная» Даша выгнала собаку Ольги, обустроив с комфортом своих двух пёсиков. Потом подключились западные таблоиды. В 2003 году журнал «Quo» потряс мировую общественность заголовком о первой леди страны — «Никогда не целуйте Дагмар Гавлову!». Речь шла о безграничной любви Даши к своим собакам. Дескать, она позволяет своим питомцам облизывать себя, и, таким образом, «поцелуй первой дамы содержит миллиарды микробов». Из-за тех же четвероногих любимцев Дагмар не смогла вовремя вернуться в Прагу из Португалии во время наводнения 2002 года – по её словам, не было условий, чтобы перевести пёсиков. Кстати «пёсики» — это два мощных пса породы «боксёр». Пожалуй, именно этот инцидент поставил решающую точку в отношениях Дагмар Гавловой и чешского народа.

Скандалы продолжали преследовать Дагмар. Была и регистрация порнографического сайта в Интернете под её именем (к которому она, правда, не имела никакого отношения), и слух об интрижке Даши и её секретаря. Последнее даже вылилось в книгу «Семь недель, которые потрясли Град», написанную Пршемыслом Сворой, получившим за свой опус многомиллионный гонорар и сомнительную репутацию сочинителя «клубнички». Сама Дагмар прокомментировала выход книги бескомпромиссно – всё это фальсификация, выдуманная Владимиром Железным, тогдашним директором телеканала «Нова», сына которого осудили за совершённое изнасилование, а Вацлав Гавел отказался его помиловать.

Но чаще всего Дагмар приписывают грех неискренности. Вовсе не любовь, считают многие, побудила её выйти замуж за Вацлава, а банальный материальный расчёт. Знать наверняка не может никто, кроме самой Гавловой, но есть ряд интересных фактов. Да, Даша дневала и ночевала возле постели больного супруга в больнице, но не этот ли супруг переписал на неё всё имущество? Дагмар Гавловой ещё при жизни Вацлава Гавела, наследника строительных магнатов, который получил значительное имущество по реституции, стала владелицей половины загородного дома в Трутнове и в Ждярце, а также роскошной виллы по улице Делостршелецкой в Праге 6, стоимость которой, без малого, около шестидесяти миллионов крон, причём это – далеко на полный перечень всего, что сегодня принадлежит актрисе. Всё это имущество Вацлав Гавел переписал на свою супругу, кстати, некоторые объекты – буквально за пару месяцев до своей кончины.

Его личная прима

По традиции, не обошлось без скандалов и в театральном мире. Когда Вацлав Гавел захотел поставить свою новую пьесу «Уход» в Национальном театре, руководство театра отказалось утвердить на главную роль Дагмар, так как по традиции театр отдаёт главные роли только своим штатным актёрам. Пришлось Гавелу ставить пьесу в театре «На Виноградах», где Дагмар и без того была примой.
По поводу страсти Дагмар к публичности тоже всегда ходили разные слухи. Безусловно, редкий чех не испытывал гордость за официальные визиты чешской первой пары – ведь для Дагмар, как для большинства актрис, внешность всегда была визитной карточкой, и она, без сомнения, смотрелась намного лучше многих первых леди других государств. Но достойно ли продолжать играть в театре, пусть и эпизодически, будучи президентской женой?

Когда Вацлав Гавел начал пробовать себя в роли кинорежиссёра, он задумал съёмку фильма «Уход» по своей пьесе. Несложно догадаться, что на главную женскую роль он и в этом случае пригласил свою любимую Дашу. К сожалению, болезнь Гавела вносила свои коррективы. На показ фильма «Уход» на 33-м Московском международном кинофестивале Гавел не приехал по причине болезни. На пресс-конференции, посвящённой фильму, в одиночестве блистала Дагмар.

Момент истины

17 октября 2011 года, за два месяца до кончины Вацлава, Дагмар в который раз вышла на театральную сцену любимого театра «На Виноградах» с ролью в трагикомедии Израэля Горовица с символичным названием «Момент истины». Чехи язвили, что вместо того, чтобы отдавать всю себя реабилитации мужа, она показала свою истинную сторону — посвятила себя театру. Дагмар оправдывалась, говорила, что дарит всё свободное время здоровью мужа и благотворительным акциям.

Кстати, злословили, что любовь к благотворительности у Дагмар от нежелания уступать в чём-то Ольге, первой жене Вацлава. Ведь именно она начала демонстрировать активную общественную позицию первой. В 1997 году Дагмар вместе с мужем основала фонд VIZE-97, и до сих пор является его председателем. Фонд имеет несколько направлений деятельности — от помощи престарелым и матерям детей-инвалидов до международных культурных и образовательных проектов. Впрочем, что бы ни стало причиной, по которой экс-первая леди занимается благотворительностью, сам этот факт, безусловно, плюс в её пользу.

Зато против неё тот факт, что за несколько недель до кончины Гавела Дагмар практически «сослала» Вацлава на их загородную дачу, а сама осталась на Делостршелецкой, в той самой огромной вилле, которую переписал на неё Вацлав.
В их истории осталось слишком много вопросов, на которые уже вряд ли кто-то даст ответ.

Анастасия Скоробогатова
«Чехия сегодня», № 169/2012