Погиб поэт, невольник… мести?

Что помешало Праге-6 провести достойный опрос и принять в подарок от россиян памятник Александру Сергеевичу Пушкину? Администрация района Прага-6 опубликовала на своём сайте результаты анкетирования жителей домов, расположенных по соседству с площадью Пушкина. Целью опроса было выяснить отношение людей к установке памятника великому российскому поэту. Как само проведение опроса, так и его результаты оставили массу вопросов. Ответы на них искала Ольга Овчаренко. 

 

Как проходил опрос
С 24 по 29 июня 2011 г. проводился опрос мнения жителей домов вокруг Пушкинской площади в Праге 6, касающийся установки там памятника А.С. Пушкину. В почтовые ящики 24-27 июня было разложено 500 анкет, также их можно было найти в четырёх информационных центрах администрации района. Кроме анкет граждане получили смс-сообщения и е-мейлы, оповещавшие об опросе. Ответы можно было написать на анкетном листе и отнести в администрацию или отправить с помощью мобильного телефона и компьютера.
Вопросы в анкете были следующие:
1. Считаете ли вы территорию площади А. С. Пушкина подходящим местом для размещения какого-либо произведения искусства, например, скульптуры?
2. Считаете ли вы предложенный вариант памятника А. С. Пушкину приемлемым и подходящим?
На листе также была размещена фотография модели памятника, созданной скульптором Георгием Франгуляном, с упоминанием ряда его творений, и план площади с обозначенными на нём предполагаемыми местами установки скульптуры. Памятник, показанный на опроснике, — эскиз, выполненный Франгуляном ещё в мае в качестве предварительного наброска. В июне же была представлена модель в гипсе.

Результаты
За шесть дней в опросе приняло участие 82 человека, 54 из которых воспользовалось для связи с администрацией электронной почтой, 17 заполнило анкету, а 11 послало смс-сообщения. 50% опрашиваемых ответило «нет» (на самом деле, ответы были более распространёнными) на первый вопрос и 61,1% отрицательно отреагировал на второй вопрос анкеты.
Получается, что в своеобразном голосовании приняло участие лишь 10% жителей прилегающих к площади зданий, что подтверждает и пресс-секретарь Праги 6 Мартин Шалек. Господин Шалек считает, что такое число достаточно и вполне отвечает целям администрации — выяснить общественное мнение, а также является нормой для любого социологического опроса.
Господин Шалек считает приемлемой и продолжительность опроса. По его словам, российская сторона хотела получить решение в очень краткие сроки, и Прага 6 предложила уложиться до конца июня. Поэтому опрос занял меньше недели, а 30-31 июня результаты уже были предоставлены Российскому фонду культуры, который выступает спонсором установки памятника.
Российский фонд культуры подтверждает информацию о своём желании как можно скорее получить ответ на свои предложения, которые подавались многократно в течение последних нескольких месяцев. Одно из них за подписью председателя Чешского общества русистов, а также письмо от Координационного совета российских соотечественников в Чехии были направлены чехам 21 апреля 2011 г., т.е. за два месяца до начала анкетирования. Ждали только утверждения окончательного варианта памятника, что и произошло за два дня до начала опроса – 21 июня.

Многострадальный Пушкин
Оказывается, это был не первый случай, когда в районе Бубенеч хотели установить бронзового Александра Сергеевича. В 2008 г. с подобным предложением в администрацию Праги 6 обратились представители Союза русскоговорящих писателей ЧР. В то время старостой был Томаш Халупа, который благосклонно отреагировал на эту идею, не успев, однако, предпринять никаких административных действий.
«Никакого официального постановления, посланного на одобрение совета Праги 6, в то время не было принято. Проект «затух» сам собой, так как у писателей не нашлось денег на его осуществление. Не нужно было даже проводить анкетирование. В случае же благоприятных финансовых обстоятельств в 2008 г. обязательно прошёл бы опрос, также как и в 2011 г., когда спонсоры для осуществления писательского предложения нашлись», — утверждает господин Шалек.

Дуализм понятий
Напомним, что Прага 6 этим летом богата на разные проекты и перемены. Так, в начале июля в присутствии бывшего Госсекретаря США Кондолизы Райс и американского посла в Чешской Республике Нормана Эйсена был переименован отрезок улицы поэта Зикмунда Винтера в улицу имени 40-го президента Америки Роналда Рейгана.
Событие было приурочено к 100-летию со дня рождения президента. При этом не проводилось никакого пороса жителей близлежащего района. «Переименованием улиц занимается мэрия столицы, и я не припомню, чтобы она хоть раз интересовалась чьим-либо мнением по этому поводу, — говорит Шалек. – Кроме того, на этой улице живёт только посол США, а остальных жителей квартала это не особо волнует… В столице до сих пор не было названо ни одного места в честь политика, способствовавшего скорейшему завершению Холодной войны и падению тоталитарных режимов в Европе. У него как раз был юбилей, что и привело совет Праги к мысли о названии улицы в его честь».
На вопрос редакции о том, что рядом с улицей Рейган по праву могла бы находиться и улица Михаила Сергеевича Горбачёва, который тоже немало сделал для падения стены между Западом и Востоком Шалек ответил оригинально: «Для справедливости нужно дождаться его 100-летнего юбилея».

Дискуссия по поводу установки памятника А.С. Пушкину на страничке Праги-6 в сети Facebook
Участие в дискуссии принимали непосредственно жители этого района. Мнения разделились примерно пополам. Те, кто выступал за установку памятника, руководствовались вневременной и международной ценностью пушкинского наследия. Некоторым из них, правда, не полюбилась сама модель скульптуры, — они предлагали заменить её мемориальной доской, на которой было бы написано, кто такой Пушкин. Пользователь П.А. пишет: «Если площадь названа чьим-то именем, думаю, что там что-то должно об этой личности напоминать – памятник, доска. И это касается не только данной площади».
Половина враждебная также была дифференцирована. От негативистов, считающих любое начинание администрации района бессмысленным, до антисталинистов, среди которых можно встретить много радикально настроенных личностей. Были и умеренные, которые считали, что памятник испортит атмосферу, — «На «Урал» (местное название площади – ред.) не подойдёт ни одна скульптура, на неё только собаки писать будут, скульптура уменьшит площадь зелёных насаждений или будет очередным никому ненужным бронзовым истуканом», — написали активисты.

«Пражский телеграф»