В Праге с 12 апреля всех посетителей Ярморочного дворца встречает выставка пяти грандиозных полотен из цикла «Славянская эпопея» выдающегося мастера модерна Альфонса Мухи.
Выставка проходит, несмотря на протесты внука знаменитого художника. Во время Второй мировой войны нацисты использовали дворец в качестве пункта отправки заключённых в концентрационные лагеря. А жена художника была еврейкой и не исключено, что именно из Ярморочного дворца их увезли в лагерь. Если бы был жив Альфонс Муха, он наверняка бы не согласился с размещением своих полотен, направленных на укрепление славянского патриотизма, в здании с такой грустной историей.
Всего цикл включает 20 произведений, над которыми Муха работал на протяжении 18 лет и которые созданы по мотивам славянской мифологии и истории славян. Грандиозные полотна расположили во внутреннем дворе музея с атриумом, наполненном светом и воздухом. Картины величественные и понять композицию и задумку художника можно лишь при достаточно большом отдалении. Однако когда глаз окинул и насладился масштабом и настроением произведения, не стоит сразу переходить к следующему полотну. Подойдите поближе и вглядитесь в движение кисти художника, в игру света и тени.
«Введение славянской литургии» завораживает своей сферической композицией с парящими вдали фигурами. Полотно «После Грюнвальдской битвы» своей сдержанно-бурой палитрой вызывает подавленное состояние. Прорисовка царских интерьеров на картине «Симеон, царь Болгарии» ещё раз напоминает нам о великом оформительском мастерстве мастера. На суд пражской публики также представлены две части эпического триптиха «Магия слова» — «Милич из Кромержижа»и «Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской часовне». Мастерски продуманные многофигурные композиции, чётко выстроенная перспектива, детальная прорисовка и характерная для художника цветовая дымка вдохновляет и наполняет чувством прекрасного.
Выставка продлится в Малом зале Ярморочного дворца до 22 мая, со вторника по воскресенье с 10 до 18 часов.
Алла Климова