Анастасия Макеева: «Моя работа — дарить эмоции зрителям»

circus

С 16 по 20 февраля Прагу посетил Европейский цирк Cirkus Cirkus Classic ! В нём принимали участие звёзды манежа из Германии, Италии, Бразилии, Чехии, а так же артисты из России и Украины. Пражский фестиваль — это ещё и соревнование.

  Огромные объёмные буквы с его названием загораются раз в год, давая старт мировому первенству циркового мастерства. Для зрителей это уникальное зрелище, для тринадцати конкурсантов — борьба за благосклонность жюри и цирковых агентов со всего мира.

После обеденного выступления за кулисами манежа все суетятся — через час новое представление. Дрессировщики павианов, тигров и попугаев, ласково общаются со своими питомцами, супруги иллюзионисты из России — готовят костюмы, каскадеры из Бразилии полируют до блеска свои мотоциклы, жонглеры кидают в воздух все подряд, а клоун из Италии продолжает показывать фокусы детям. И только акробаты ещё на манеже. Проверяют тросы, крепления, регулируют высоту, разминаются. Среди мускулистых силачей и грозных тренеров, я высматриваю героиню нашего интервью. Выступления Насти над куполом шапито — это всегда необычайная грация, гибкость и сила. Всё своё выступление она держит зрителей в напряжении — не случайно воздушная акробатика считается одним из самых опасных направлений циркового искусства. Хрупкая, на первый взгляд, Анастасия приветливо согласилась дать интервью «Пражскому телеграфу».

Анастасия, как Вы поняли, что хотите выступать на манеже цирка?

Изначально я должна была стать музыкантом. По настоянию родителей, я окончила музыкальную школу, играла на струнных инструментах. Но в 14 лет мне захотелось заниматься клоунадой, и я поступила в Московское цирковое училище. Причём, я никогда профессионально не занималась никаким спортом, всё произошло спонтанно, само собой. Я категорически решила бросить музыку. Захотелось резко всё поменять в жизни. Я ослушалась своих родителей и поступила на отделение «Клоунады и музыкальной эксцентрики».

И как родители отреагировали на такую резкую смену профиля?

Мягко говоря, они были не в восторге. И не восприняли это, как жест самостоятельного выбора, а скорее, как вольное, вздорное, необдуманное решение. Но сейчас я понимаю, что я сделала правильный выбор, всё, что со мной тогда происходило, было знаком судьбы.

А кто по профессии Ваши родители?

Мама моя профессор-генетик в МГУ (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова — прим.ред.), а папа — герпетолог ( занимается диагностикой и лечением заболеваний холоднокровных животных). В общем, семья у меня разномастная (Анастасия улыбается).

Кто стал Вашим учителем в профессии?

Учителей, повлиявших на меня в профессиональном плане, обучавших меня, много. Особенно в училище, например, мой первый педагог Надежда Ашрих, которая умерла уже, к сожалению. Сейчас меня очень поддерживают мои наставники Владимир и Людмила Шевченко.

Есть у Вас кумиры в цирковом искусстве?

Да, есть. Причём это не обязательно воздушный номер. Вот, например Натали Энтерлайнр. Она работает с тростью и шляпой. Мне нравится её стиль подачи номера. Все мои наставники являются для меня примером.

А какие качества, по Вашему мнению, нужны, чтобы стать успешным цирковым артистом?

Тут уже у кого как — либо талант, либо трудолюбие. Но, безусловно, если ты талантлив, нужно в себе это развивать, а если ты трудолюбив, то главное никого не слушать и идти к своей цели.

Что помогло Вам добиться успеха?

У меня не спортивная семья. Я не думаю, что у меня изначально была предрасположенность к гимнастике, но зато было огромное желание стать лучшей. Помню, в училище была одна девушка, она была, по мнению преподавателей, невероятно талантливой. И, как мне кажется, из-за того, что на ней было это «клеймо», — «талантливой от Бога», она совершенно не развивалась. Не стремилась стать ещё лучше. А ведь это очень важно — постоянно развивать свое ремесло.

Не секрет, что воздушная гимнастика — один самых опасных жанров на цирковом поприще. Есть ли у Вас личные приметы перед выходом на манеж?

Я — не суеверный человек. И предпочитаю полагаться на саму себя. Но цирк славен своими традициями, которые принято соблюдать.

Говорят, что в цирке все, как одна семья…

Это правда. Ведь мы часто разъезжаем по миру. У нас всех примерно одинаковая шкала мастерства. Так что, когда в цирк приходит «новенький» и пока ещё не знает всех суеверий или их не соблюдает, приходится объяснять, что, мол, такова традиция.

Не могли бы Вы назвать некоторые из них?

Например, не стоять спиной к манежу. И ещё, нельзя проходить перед артистом, готовящемуся к выходу на манеж. Или вот мне посоветовали каждое выступление посвящать кому-то.

У Вас много друзей из цирка?

У меня есть друзья, которые совершенно не связаны с цирком. Но так как большую часть времени я провожу на манеже, много друзей приобрела и здесь. В артистах цирка нет духа соперничества. Мы все обмениваемся опытом, новостями, поддерживаем друг друга. Мы все, как интернациональные братья и сестры.

Анастасия, можно нескромный вопрос: сколько Вам лет? Есть ли у Вас муж, дети?

Мне 24. Я замужем. Детей пока нет. Сейчас много работы. Тем более, что век артистов цирка не долог, и пока есть работа, надо успеть показать себя по максимуму. Но во мне сейчас говорит молодость. Возможно через несколько лет, я буду думать по другому.

Хотели бы вы, чтобы Ваши дети продолжили Ваше дело?

Это было бы, конечно, хорошо, чтобы с меня началась династия цирковых артистов. Но я не буду, как мои родители навязывать своим детям то, чем, по моему мнению, они должны заниматься. Пусть ищут себя. Но, безусловно, мне бы хотелось, чтобы мои дети занимались спортом. Это ведь важно — с детства приобщать ребёнка к спорту. Необязательно к профессиональному, конечно же, а для общего развития.

Расскажите, пожалуйста, какие у Вас есть награды?

Недавно я получила Серебряный приз на фестивале в Москве и ещё Георгиевскую медаль третьего разряда на Украине.

Какое значение эти награды имеют в вашей жизни?

(смущенно улыбаясь) Я не живу этим. Все эти регалии, наверное, станут важны несколько позже. Приятно войти в историю. Но это также и большая ответственность.

Что по Вашему мнению самое сложное в этой профессии?

Сама работа. Эмоции. Иногда бывает, у тебя нет настроения или какие-то проблемы, но ты наносишь макияж, надеваешь костюм и выходишь на манеж с улыбкой. Ведь задача цирка, как и любого искусства — катарсис. Моя работа — дарить эмоции зрителям.

Беседовала Асель Насырова