Мария Шукшина у подавляющего большинства ассоциируется с образом настоящей русской красавицы. Она – талантливая актриса, популярная телеведущая и прекрасная мать. Ещё в годовалом возрасте Маша появилась на экране в новелле «Братка» (киноальманах «Странные люди»). То, что Мария должна была продолжить династию киноактёров, казалось, было делом вполне закономерным. Но Маша решила выбрать более стабильную профессию – поступила в институт иностранных языков. После окончания института она несколько лет работала секретарём-переводчиком, а затем брокером на бирже, но зов предков всё же оказался сильнее…
В конце апреля Мария посетила Прагу, чтобы представить в рамках Фестиваля современного кино стран СНГ фильм со своим участием «Похороните меня за плинтусом». Об известности родителей, материнской любви и секретах красоты Мария Шукшина рассказала в интервью выпускающему редактору газеты «Пражский телеграф» Наталье Лисняк.
— Мария, Вы окончили институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Некоторое время работали переводчиком, потом брокером. Почему в конечном итоге Вы стали всё же актрисой?
— Конечно, какую-то роль в этом играет генетика, например, в том, что меня считают хорошей актрисой. Но этот переход в актёрскую профессию произошёл всё-таки случайно. Сначала в свой фильм меня пригласил Тодоровский Пётр Ефимович, а потом и Карен Шахназаров. У Петра Ефимовича это было вообще без проб, у Карена на «Американскую дочь» нужно было пройти пробы. А потом и другие режиссёры стали приглашать. В основном, после того, как увидели картины Тодоровского и Шахназарова. Некоторые режиссёры, посмотрев «Американскую дочь», брали меня в свои картины без проб. Вообще этот фильм в то время стал моей визитной карточкой. Со временем я очень втянулась в актёрскую профессию, поняла, что мне нравится эта творческая работа, и я получаю огромное удовольствие от неё. Больше ни о какой другой профессии я, конечно же, думать не могла.
— В фильме «Американская дочь» у Вас отрицательная роль. Какие роли Вам ближе — отрицательные или положительные?
— На мой взгляд, в отрицательных ролях всегда проявляется характер актёра, поэтому я их люблю больше, мне это интереснее.
— Вы сейчас очень популяры и знамениты, Вас узнают на улицах. Как вы считаете, какую долю знаменитости Вам принесла известность Ваших родителей?
— Известность родителей бросала мне большой вызов. Это происходит у всех детей известных людей. С малых лет идёт постоянная борьба с пристрастной оценкой, которую тебе дают окружающие. Например, мой учитель литературы в школе считал, что я должна писать гениальные сочинения. А я, в общем-то, ничего не писала, я списывала. В институте с этим было попроще, конечно. А вот в кино, как только пошли главные роли, все стали более придирчиво ко мне относиться. Мои коллеги до последнего момента не хотели меня принимать, так как я – не театральная студентка, у меня была совершенно другая профессия, кроме того, гениальный папа, не менее замечательная мама… Т.е., чтобы что-то доказать нужно было прыгнуть выше себя, выше своих возможностей. И вот, наконец, спустя почти 15 лет после «Американской дочери» я получила «Нику» за роль в фильме «Похороните меня за плинтусом». К этой награде я шла долго и сейчас крайне счастлива.
— У Вас есть какая-то любимая роль, которую Вы играли в кино?
— Наверно, в сериале «Я тебя люблю» Романа Балаяна. В этом фильме я играла с Абдуловым, это было невероятное удовольствие – работать с таким актёром. Ну и, конечно же, роль в фильме «Похороните меня за плинтусом». К любимым ролям я бы отнесла также фильм Никиты Сергеевича Михалкова «Утомлённые солнцем – 2». Это было совершенно необычное для меня амплуа, которое полностью строилось на импровизации – не было ни текста, ни сцены. И в то же время это получилось очень ярко.
— А как Вам работалось с такой легендой российского кинематографа, как Никита Сергеевич Михалков?
— Я довольна. Никита Сергеевич меня пробовал и во время проб ставил меня в очень тяжёлые жёсткие условия. Не справиться с этим означало сказать «До свидания!» актёрской профессии, потому что либо ты знаменит и известен, либо надо уходить из профессии. К сожалению, артист – очень амбициозная тяжёлая работа. Получается – либо так, либо никак.
— В основе фильма «Похороните меня за плинтусом» — сложная житейская драматическая история. Как проходили съёмки?
— В общем-то, нормально. Одна из последних сцен была крайне тяжёлой. Всё, что связано с детьми, вообще тяжело снимается. А сцена, когда мальчик плачет, а этой истерике способствуем мы – взрослые женщины (я и Светлана Николаевна Крючкова), доводим его до истерики, конечно, это очень тяжело. Очень тяжело было смотреть на маму, которая крайне редко присутствовала на съёмках. В основном, приходил папа. И тут именно на эту сцену пришла мама. Она сидела, наблюдала за всем происходящим, и на ней просто не было лица. Я очень переживала за малыша.
— А как мальчик справился со своей ролью?
— Замечательно. При том, что режиссёрское указание группе было не подходить и вообще на протяжении всего съёмочного периода не жалеть его, не говорить с ним. Его нельзя было расхолаживать, его нельзя было баловать, это должно было постоянно держать его в образе. Мы украдкой от всех со Светланой Николаевной подходили к мальчику, подбадривали его и говорили ему, что он – молодец. Он крайне удивлялся этому и говорил: «Да, у меня всё получается?». На что мы отвечали: «У тебя не просто всё получается, ты всё делаешь гениально, ты – такой умница, такой замечательный мальчик». И как только кто-то появлялся на горизонте, мы тут же отходили от него.
— Вам не кажется, что такие методы слишком жестоки по отношению к ребёнку?
— Да, это, в общем-то, жестоко, но с другой стороны, это режиссёрская мудрость, потому что в результате ребёнок гениально сыграл свою роль. Фильм не оставляет никого равнодушным, после просмотра все уходят мокрые от слёз, в полном оцепенении и безмолвии. После просмотра не хочется ни с кем говорить, потому что фильм заставляет задуматься.
— Мария, у Вас четверо детей. Какие у Вас отношения с ними?
Дружеские, конечно. С Аней, которой 21 год, она уже взрослая девушка, мы подружки. Я ей даю дельные советы по косметике, по одежде, по стилю. Она мне очень помогает с интернетом, потому что я вообще в этом ничего не понимаю. С Макаром, которому 12 лет, конечно, тяжелее, потому что у него как раз такой жуткий возраст. Учиться он не хочет, один компьютер в голове, а ведь помимо компьютера есть ещё и школа, есть домашнее задание и книги, но с ним тяжело бороться. А с малышами я отдыхаю, они на даче живут. Когда я приезжаю к ним – это для меня отдых. Все стрессы, все мои негативы абсолютно улетучиваются.
— Когда Вы успеваете ещё и работать?
— Детки дают мощный стимул и заряд для работы.
— Вы великолепно выглядите. В чём секрет Вашей красоты?
Мне ещё давно подсказали умные люди, гримёры, с которыми мне приходится иметь дело очень часто, что надо увлажнять свою кожу. Это самое необходимое. С тех пор я всяческим образом увлажняю кожу разными кремами, гиалуроновой кислотой… Увлажнения также требуют волосы, поэтому я использую специальные шампуни, маски. Ну и, конечно же, маленькие детки, которые приносят абсолютную радость. После каждых родов становишься всё красивее и моложе. Если я в 20 лет родила Аню, то этого не ощущала, а вот уже в 30, потом в 38, ближе к сорока, это омоложение происходит заметно.
Вставка:
Мария Васильевна Шукшина родилась 27 мая 1967 года в Москве в семье сценариста, режиссёра, актёра и писателя Василия Шукшина и актрисы Лидии Федосеевой-Шукшиной. Уже в возрасте полутора лет Маша снялась в новелле «Братка» (из киноальманаха «Странные люди», 1969 г.). В 1972 году вместе с сестрой Ольгой играли в ролях дочерей Расторгуевых в фильме «Печки-лавочки», а два года спустя Мария сыграла роль Маши (дочери Вишнякова) в фильме «Птицы над городом» (1974 г.). После средней школы Мария закончила факультет переводчиков Института иностранных языков им. Мориса Тореза. После окончания работала переводчицей и брокером на Российской сырьевой бирже. Со временем Мария решила продолжить семейную традицию и стала актрисой. С 1999 г. вместе с Игорем Квашой ведёт проекта «Жди меня» на «Первом канале». Мария дважды была замужем, у неё четверо детей – дочь Анна, сын Макар, а в 2005 году родились близнецы Фома и Фока.
Фильмография
1969 — «Странные люди» (новелла «Братка»)
1972 — «Печки-лавочки»
1974 — «Птицы над городом»
1990 — «Вечный муж»
1995 — «Американская дочь»
1998 — «Цирк сгорел, и клоуны разбежались»
2001 — «Идеальная пара» (серия «Отдохните магистр»)
2004 — «Моя большая армянская свадьба», «Дорогая Маша Березина», «Я тебя люблю»
2007 — «Служба доверия»
2008 — «Без вины виноватые»
2009 — «Похороните меня за плинтусом»
2010 — «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» и многие другие.
Вставка:
«Похороните меня за плинтусом» — фильм о 8-летнем мальчике Саше Савельеве. Он живёт у бабушки, потому что та не доверяет воспитание ребёнка своей дочери, у которой новый муж, и которая, по мнению бабушки, беспутная. Бабуля, настоящий тиран, и мать рвут ребёнка на части. Фильм был снят по одноимённой автобиографической повести Павла Санаева, написанной в 1995 году.