В момент рождения первенца Карл ещё не был ни императором Австро-Венгрии, ни даже первым по очереди наследником престола. В атмосфере начала века уже ощущалась военная гроза, но он, как и большинство современников, усилием воли гнал от себя мысли о надвигающейся катастрофе. У него родился сын – продолжатель рода, а это большая ответственность и перед ним, и перед всей страной за её будущее. Карл, как отец и как политик, эту ответственность осознавал. К сожалению, её не осознавали другие отцы – те европейские политики, которые толкали народы Европы к братоубийственной бойне. Потом произошло то, что произошла. За убийством в Сараево Франца Фердинанда последовала мировая война.
На фоне тяжелейших поражений на фронтах и, в первую очередь, на русском фронте Карл взошёл на императорский престол. Он отчаянно пытался спасти страну, себя и свою семью, но было поздно. Всё рухнуло, кроме семьи. Его обожаемая супруга и дети стали последним островком любви и добра в этом полностью изменившемся мире. Карл умер молодым в изгнании. До самой последней минуты он не смирился с потерей родины. Он верил, что Австрия, Венгрия, Чехия и другие земли его короны должны быть единой, хоть и реформированной страной. Он чувствовал свою вину перед наследником и перед смертью надеялся, что тот сумеет исправить непоправимое. Так, в бедности, болезни и вере в лучшее будущее закончилась жизнь последнего императора из династии Габсбургов.
Обманутые надежды
Его страна ушла навсегда. Распад Австро-Венгрии, который последний Габсбург воспринимал как трагедию и несправедливость, когда-то подвластные ему народы восприняли как свободу и право самим решать свою судьбу. Детям последнего императора пришлось жить в изменившемся мире.
Официальный титул его наследника звучал пышно и многословно: Его императорское и королевское высочество Франц Иосиф Отто Роберт Мария Антон Карл Макс Генрих Сикст Ксавьер Феликс Ренат Людовик Гаэтан Пий Игнатий эрцгерцог австрийский, коронный принц чешский и венгерский. После распада империи новые власти сохранили лишь короткое имя: Отто Габсбург-Лотарингский.
Раннее детство он провёл с родителями: после бегства из Австрии до девяти лет жил в Швейцарии, а затем на острове Мадейра и в Испании. На Мадейре он пережил смерть отца. Мать – Зита Бурбон-Пармская сделала всё, чтобы дать сыну великолепное образование. Кроме родного немецкого, он был обучен ещё 14 языкам народов бывшей империи, включая чешский и венгерский; прошёл полный курс австрийской и венгерской классической гимназии. Государственные экзамены сдал с отличием. Совершеннолетия он достиг 20 ноября 1930 года. В этот день стал главой дома Габсбургов и Ордена золотого руна. В 1935 году он также с отличием закончил факультет политических и социальных наук в Бельгии. Возвращение домой ему было запрещено по закону от 1919 года до тех пор, пока он не откажется от своих династических прав. Отто Габсбург знал, что на родине существуют достаточно популярные силы, которые хотели бы превратить Австрию в конституционную монархию во главе с Габсбургами.
Личный враг Гитлера
Шли 30-е годы. В Германии уже у власти был Гитлер, он всё громче заявлял о своих территориальных претензиях. Немецкая пропаганда внедряла в сознание чехословаков лозунг «Лучше Гитлер, чем Габсбург». Видя популярность Габсбурга, фюрер даже отдал приказ о разработке плана введения немецких войск на территорию Австрии и Венгрии. А предвоенная Австрия ослабила статус антигабсбургского закона, начала выплачивать Габсбургам денежную помощь, вернула в герб страны имперского орла, а в армию – элементы старой униформы. Так волей обстоятельств Отто Габсбург стал личным врагом Гитлера. Понимая, что может последовать немецкая оккупация, Отто Габсбург обратился к австрийскому канцлеру с предложением передать ему руководство страной для организации отпора нацистам. Но канцлер уже был сломлен.
Присоединение (аншлюс) Австрии к нацистской Германии состоялось в 1938 году. Примечательно, что разработанный немецкими генералами план ввода войск имел кодовое название «План Отто». В 1938–1942 годах на территории бывшей Австрии было арестовано около 4,5 тысяч монархистов – сторонников Габсбурга. С нападением Гитлера на Бельгию и Францию Отто Габсбургу пришлось бежать в Испанию. Как ни странно, местный диктатор Франко предложил ему занять испанский трон. Ответ вошёл в историю: «Короли друг у друга трон не крадут».
По ходу Второй мировой войны Отто Габсбург прилагал все усилия, чтобы территория Австрии не подвергалась массированным бомбардировкам союзников, а, наоборот, была причислена к оккупированным. По этому поводу он встречался лично с Рузвельтом и Черчиллем. После нападения немцев на СССР на фоне побед Красной Армии стало ясно, что они войну проиграют. У Черчилля тут же созрел план восстановления державы Габсбургов. Конец этим планам положил Сталин на Тегеранской конференции. Рузвельт же, отвечая на вопрос журналиста о том, могут ли Австрия, Венгрия и Хорватия в будущем стать русским протекторатом, ответил положительно.
Во время и после войны Отто Габсбург жил в США, во Франции и в Баварии. Занимался политикой и литературной деятельностью. Книги он писал по-немецки, по-венгерски и по-французски. Много лет он был членом Европейского парламента. Главной целью его политической деятельности стали попытки сблизить христианство, ислам и иудаизм.
Сергей Гарбицкий
Пражский телеграф»