В Чехии день Кирилла и Мефодия отмечается особо — это праздник, примиряющий атеистов и верующих, православных и католиков, грамотных и не очень, Восток и Запад, праздник, внесенный и в мирской и в церковные календари. Праздник славянской и церковно-славянской письменности, по сути, праздник Слова, которое позволило славословить Господа.
Создателей азбуки с одинаковым правом называют как первоучителями, так и равноапостольными — то есть, равными апостолам. Так именуют святых, особо отличившихся в обращении народов в христианскую веру (к равноапостольным причисляют, например, святого Патрика — просветителя Ирландии, того самого, в честь которого — так вышло — славят леприконов и пьют зелёное пиво, или князя Владимира, крестившего Русь).
Братья родились в греческим городе Фесалоники в семье высокопоставленного чиновника-грека (братья были из состоятельной семьи), по одной из версий, их мать Мария была славянкой и говорила с детьми на славянском. Хотя современные болгарские учёные с переменным успехом защищают версию их болгарского происхождения…
За время странствования по славянским землям (болгарская и хазарская миссии – любопытные богословские диспуты) братья создали первую славянскую азбуку — глаголицу. Затем зародился первый письменный литературный язык, в дальнейшем превратившийся в кириллицу. Это — школьная программа. Впрочем, такие сведения опровергаются многочисленными неолингво креативщиками, которые считают, что у русских много лет существовала сакральная письменность (в том числе руны), а агенты Кирилл и Мефодий пришли и упростили её.
Кирилл, он же Константин по прозвищу Философ, был младшим из семи братьев в семье, а Мефодий, он же Михаил, — старшим, но первым в паре стали называть Кирилла. Кирилл был переводчиком и учёным. Его влиятельный родственник устроил его в столицу с возможностью посещать императорский университет, все расходы по обучению несло государство, а выпускники должны были оставаться на службе у императора как дипломаты и консультанты. Константин в 26 лет получил звание профессора философии, но вдруг покинул Константинополь и убыл в монастырь — к брату. Посвящая себя молитвам и лингвистике, он, будучи всё-таки на службе у императора, совершил несколько успешных дипломатических миссий, в том числе, как уже упомянуто выше, к арабам и к хазарам.
Мефодий же до пострижения в монахи умудрился сделать военно-административную карьеру. Мефодий — юрист по образованию — в течение 10 лет являлся главой одного славянского княжества, что в жизнеописаниях святых встречается достаточно редко.
Кирилл и Мефодий в Моравии
В Моравии братья пробыли около трёх лет, куда отправились по призыву моравского князя Ростислава, просившего научить языку, на котором бы было можно проповедовать христианскую веру. Так солунские братья попали в Моравию.
Здесь их приняли не так тепло, как на Балканах. Литургии, которые они служили на славянском языке с миссионерскими целями, вызывали у немецкого духовенства, служившего мессы на латыни, недовольство, плавно переходящее в ожесточённое сопротивление. Братья были вызваны в Рим, где им объяснили, что хвалу Богу можно воздавать можно лишь на тех языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: латыни, греческом и иврите.
В результате очередного богословского диспута (а Кирилл был в этом деле подкован, до этого он уже «переговаривал» и иконоборцев, и раввинов), папа Адриан Второй разрешил братьям проводить службы на славянском языке (Кирилл преподнёс ему в подарок мощи святого Климента, которые он приобрёл по дороге в Рим). Это, конечно, не устранило причину столкновений и после смерти братьев деятельность, развернутая ими, была насильно прекращена.
В Риме, в возрасте 42 лет, Константин заболел, принял схиму и новое имя — Кирилл — и скончался в 869 году. Брату он завещал продолжать начатый путь, и тот с учениками, получившими сан священников, вернулся в Моравию. Старшему из братьев предстояла ещё долгая борьба. К этому времени Ростислав умер, и его преемником на троне стал пронемецкий Сватоплук. Работать не давали, даже на три года заключили Мефодия в монастырь.
К тому времени он уже получил сан архиепископа, первого в Моравии, и потерял его. В 874 его восстановили в правах епископа, однако служить на славянском языке запретили. Несмотря на запрет, Мефодий крестил Борживоя (первого исторического князя чехов c 870/872 года, представителя династии Пржемысловичей) и его жену Людмилу именно на славянском. Спустя несколько лет его ждал новый процесс, на котором он, однако, блестяще выступил и снова получил папскую буллу, разрешающую богослужения на славянском. Мефодий успел перевести на славянский Ветхий Завет и скончался в 885, пережив своего брата на 16 лет.
В целом, можно сказать, что оба брата оказались втянутыми в политическую игру между Римом и Константинополем, между Франкской империей и Византией, между христианами Запада и Востока. Например, вопрос, по какой причине они осуществляли свои планы посредством Папы, а не через византийского императора, который их отправил с миссией на Моравию, до сих пор тревожит многих исследователей.
Апостолы славян
Как же относятся к братьям в Чехии? Ведь азбука, созданная Константином, здесь не прижилась — чешскую речь всё равно стали записывать латиницей. Так и относятся — с уважением, но сложно. Некоторые чешские историки полагают, что «славянской преемственности» вообще уделяют слишком много внимания, тогда как она является всего лишь иллюзией. Уже в XX веке солунское наречие, закреплённое здесь братьями, обросло богемизмами, а затем превратилось в отдельный язык.
Оплотом славянской традиции в Чехии считался Сазавский монастырь и его настоятель Прокопий Сазавский, однако сегодня многие чешские историки считают, что и святоотеческие книги и ту же молитву «Отче наш» для них перевели миссионеры из Пассау, а праздник Кирилла и Мефодия — вообще-то чужой, да и отмечаться он стал относительно недавно — около ста лет назад. Только в XIX веке вопрос о почитании братьев снова был поднят — ранее они были канонизированы всего лишь как «местночтимые святые», а папа Александр Второй даже называл Мефодия еретиком.
Папа Лев Двенадцатый отметил заслуги братьев в указе «Grande munus» от 1880 года, и с его лёгкой руки праздник Кирилла и Мефодия стал праздноваться в Чехии 5 июля — считается, что с этой даты началась их деятельность в Великой Моравии.
В литургическом календаре чешской католической церкви праздник появился в 1880 году. Церковь чехословацкая гуситская и обновленное чешское православие к нему приобщились после Первой мировой войны.
В России же дни славянской письменности отмечаются 11 мая (24 мая по новому стилю). Принято также отмечать день памяти (день смерти) Константина — 14 февраля и Михаила — 6 апреля.
До середины XIX века Кирилла и Мефодия в Чехии называли Црха и Страхота. «Црха» — сокращенное от слова Цирил (как Ада — от Адам, Мара — от Марка). С Мефодием же вообще вышел конфуз — греческое Methodios было ошибочно приравнено к латинскому «metus» (страх) и переведено.
В 1928 году на Карловом Мосту появились каменные изваяния братьев. Кирилл традиционно изображается в монашеском одеянии, а Мефодий — в епископском. Примечательно, что несмотря на почитание византийских миссионеров, это случилось довольно поздно, причём других скульптур Кирилла и Мефодия в Чехии и нет.
Зато есть условная могила Мефодия в Велеграде, которая стала святыней для всех паломников и верующих. В этом году празднуется 1150 лет со времени прихода братьев в Моравию (и ЮНЕСКО объявило этот год годом Кирилла и Мефодия), и самые пышные торжества пройдут именно там. Викторины, конкурсы, демонстрации документальных фильмов и мультфильмов, семинары и лекции, а также — полнометражный художественный фильм под названием «Кирилл и Мефодий — апостолы славян», премьера которого состоится осенью этого года. Снимает его чешская кинокомпания с почти попадающими в точку названием Three Brothers и режиссёр Петр Николаев, автор недавно отшумевшей в Чехии ленты «Лидице».
Катерина Прокофьева
«Чехия сегодня», №172, 2013 г.