95 лет назад солдаты и офицеры Чехословацкого корпуса, эшелоны которого были растянуты по огромной территории от Волги до Владивостока, подняли восстание против большевиков. Первая чешская национальная часть появилась практически сразу после начала Первой мировой войны.
Проживавшие в России чехи не только не пожелали возвращаться в Австро-Венгрию, но и обратились к правительству России с просьбой разрешить им с оружием в руках участвовать в боях. В августе 1914 года в Киеве из добровольцев была сформирована Чешская (Киевская) дружина. Чешская часть была направлена на Юго-Западный фронт, где с октября 1914 года непосредственно участвовала в боях. По договорённости с российским командованием чехи использовались в качестве фронтовых разведчиков. По словам одного из военных корреспондентов Николая Каржанского, отличное знание немецкого языка, а также специфики австрийской армии делало из чехов незаменимых разведчиков.
Поскольку использование чехов на фронте оказалось весьма удачным, российское командование постепенно увеличивало количество чешских подразделений. Вначале 1916 года на основе Чешской дружины был сформирован 1-й Чехословацкий стрелковый полк, позднее бригада, дивизия, и наконец-то было получено разрешение формировать корпус. Чехословацкий корпус в составе двух стрелковых дивизий и вспомoгательных частей формировался в августе-сентябре 1917 года. Однако фактический распад империи и армии в «демократических» руках Временного правительства значительно сдерживал этот процесс. После большевистского переворота ситуация заметно ухудшилась.
Весной 1918 года под давлением войск Германии и Австро-Венгрии, начавших оккупацию Украинской Республики, чехословацкие части оказались на территории Советской России. Отделением Чехословацкого Национального Совета и правительством большевиков была достигнута договорённость, что корпус через Дальний Восток будет переброшен во Францию. Одним из условий договора было частичное разоружение, вследствие чего чехи передали большевикам всё тяжёлое вооружение и частично стрелковое оружие, оставив по 200 винтовок и 1 пулемёт на каждый эшелон.
Однако правительство большевиков, находясь под сильным давлением Германии, не желавшей появления чехов на Западном фронте, всячески сдерживало эшелоны корпуса. Ситуация обострялась также наличием большого количества венгров и немцев в составе отрядов красной гвардии в Сибири. В то время как эшелоны чехословаков задерживались, на запад, исходя из условий Брест-Литовского мира, непрерывно шли эшелоны с германскими и австрийскими военнопленными.
Напряжение росло. Части корпуса подвергались массивной агитации с целью привлечения чехословаков в отряды интернационалистов. Последней каплей оказалась телеграмма Льва Троцкого, в которой приказывалось полностью разоружить корпус, всех чехов интернировать в лагеря, а оказавших сопротивление уничтожить. Больше ждать было нечего, и чехословаки восстали. В некоторых городах, захватив сданное большевикам оружие, чехи напали первыми. В других чехи попали в засаду и понесли большие потери. К примеру, эшелон 1-го Чехословацкого артиллерийского полка Яна Жижки под предлогом перестановки на вокзале был загнан в тупик и обстрелян из пулемётов. Безоружные артиллеристы бросились в атаку с камнями в руках.
Далее следовали тяжелейшие бои с более многочисленным и хорошо вооружённым противником. Чехословакам удалось разгромить большевиков на огромной территории от Пензы до Владивостока, освободив огромные территории и создав все возможности для начала антибольшевистской борьбы. Следует заметить, что чехословакам пришлось вести тяжелейшие бои на чужой для них территории, не имея тыла, не имея возможности пополнять потери.
Затем формирование антибольшевистских частей шло весьма медленно, и основная тяжесть боёв с большевиками продолжала лежать на плечах чехословаков. Не получили чехи и обещанную помощь союзников. Особенно кровопролитные бои развернулись на Поволжском фронте под Казанью. Чехи освободили город и удерживали его в течение месяца, ведя тяжелейшие бои с частями Красной армии. Полки 1-й дивизии, наиболее боеспособные части корпуса понесли большие невосполнимые потери. Во второй половине октября 1918 года произошла так как называемая «Аксаковская трагедия»: 1-й и 4-й Чехословацкие стрелковые полки отказались продолжать бои, указывая на то, что долгожданные русские антибольшевистские части до сих пор не появились на фронте. Командир 1-й дивизии, весьма любимый и пользующийся огромным авторитетом полковник Йозеф Йиржи Швец, поражённый неподчинением, застрелился.
В октябре 1918 года после девяти месяцев непрерывных боёв с большевиками чехословаки начали постепенно сниматься с Волжского и Уральского фронтов, передавая боевые участки Русской армии. Чешские части были переброшены на охрану магистрали, где вместо заслуженного отдыха были вынуждены бороться с партизанами и разбоем. В сентябре 1919 года из 2 154 офицеров и 48 843 солдат боеспособных было всего лишь 25 606.
После развала колчаковского фронта чехословацкие части начали отступление, опять-таки к Владивостоку. Погрузившись на корабли, чехословаки наконец-то вернулись домой, оставив лежать в российской земле около шести тысяч своих солдат и офицеров.
Борис Татаров
«Пражский телеграф»