Начиная с XV века, стекались в северочешский Богосудов процессии верующих, чтобы поклониться найденной здесь фигурке Девы Марии Страдающей. Просветленные и полные надежд на исцеление от болезней и избавление от прочих напастей, возвращались паломники домой.
Но в сентябре 1732 года более полусотне верующих, больным и престарелым людям, не суждено было вернуться домой. Баржа, на которой они переправлялись через Эльбу в городе Усти-на-Эльбе, затонула.
Подробности страшной аварии на реке Эльбе нам рассказал Вацлав Гоуфек, сотрудник музея города Усти-на-Эльбе.
«Это было самое драматичное событие, произошедшее на чешских реках за всю историю страны. Неудивительно, что трагедия произошла именно у нас, в Усти, потому что в целом по стране водный транспорт не особенно развит – Усти-на-Эльбе в этом плане всегда очень выделялось: здесь водное сообщение всегда было очень оживленным. Вероятность такого несчастья здесь была соответственно выше».
Что же произошло 8 сентября 1732 года у устецкой Марианской скалы?
«Между Усти и Теплице, у подножия Рудных гор, есть святое для католиков место Богосудов, куда в начале сентября 1732 года добиралось множество паломников. И возвращавшиеся оттуда люди, которые ехали в направлении Дечина и Шлукнова, сокращали себе дорогу, переправляясь в Усти на паромах, баржах. 8 сентября один из этих паромов был, видимо, сильно перегружен и вскоре после отплытия из устецкой пристани перевернулся. Большая часть его пассажиров погибла».
Смерть в сильном течении Эльбы нашло в тот день 52 паломника. Ирония судьбы: на шеях большинства жертв висели охранные амулеты с изображением Богородицы, которые должны были защищать их от опасностей.
«Точной информации о том, кто плыл на той барже, мы не имеем. Но можно предположить, что среди пассажиров было много старых и пожилых людей, которые молились в Богосудове об исцелении от болезней»,
— рассказывает Вацлав Гоуфек. Он считает, что пассажиров баржи сгубила жадность владельца судна, который решил взять на борт как можно больше людей. Еще одна немаловажная причина – пассажиры не смогли доплыть до берега, поскольку просто не умели плавать.
«Нужно учитывать, в какое время произошло несчастье. В первой половине XVIII столетия мало кто умел плавать. В наше время, я думаю, такого количества жертв не было бы».
Новость о несчастье в Усти мгновенно распространилась по стране.
«Дело о затоплении судна тогда обстоятельно расследовалось. Все-таки речь шла о самой крупной транспортной катастрофе в Чехии в XVIII столетии. Об этом много писали, новости о подобных происшествиях всегда распространяются быстро – в этом наши предки особенно от нас не отличались».
Несмотря на то, что по числу жертв трагедии на Эльбе в Чехии нет равных, ничто в городе сейчас о ней не напоминает. Где-то на устецких кладбищах затеряна общая могила нескольких жертв катастрофы, а где конкретно, говорит историк Вацлав Гоуфек,
«Это, к сожалению, неизвестно. Но у нас есть традиция служить мессы за жертв этой трагедии. Очевидно, что тех погибших, кого удалось опознать, разобрали родственники, а некоторые были похоронены в тех местах, куда их прибила река».
На вопрос о том, можно ли назвать затонувшую баржу чешским «Титаником», Вацлав Гоуфек без колебаний отвечает:
«По масштабу, по числу погибших — да, можно».
Кстати, по части транспортных катастроф Усти-на-Эльбе может дать фору любому чешскому городу. 13 июля 1947 года в городе произошло самое кровавое в стране трамвайное ДТП, в котором погибло 30 человек, а тяжелые ранения получило 45 пассажиров. Что касается авиакатастроф, то печальное первенство в чешской и чехословацкой истории удерживает авария, произошедшая в 1975 году в пражском Сухдоле: падение югославского самолета DC-9 унесло жизни 79 человек.