Предание гласит, что при помощи кораблей-призраков души умерших оставляют землю и могут переправиться в другой мир. Корабль с недавно умершими появляется либо в облаках, либо в густом утреннем тумане.
Совершая путь к месту назначения, он парит над горами и вересковыми полями в любую погоду. По другой легенде, после смерти пирата в облаке появляется Корабль мёртвых. Когда корабль проплывает над крышей его дома, душа пирата ступает на борт корабля, а в доме слышатся звуки штормового моря, даже если ещё недавно была ясная погода и светило солнце.
Считается, что истории о кораблях-призраках начали рассказывать моряки с Британских островов. Сообщения об этих кораблях продолжают поступать и в наше время, и чаще всего с побережья Атлантики. Вместе с тем, самое богатое кораблями-призраками место в Англии находится на другом берегу — в районе Ла-Манша. Речь идёт о знаменитых Песках Гудвина, находящихся в пяти милях от города Дила.
По преданию, эта зловещая песчаная отмель была раньше островом Ломеа, затопленным и потонувшим в XI веке, когда граф Гудвин, которому остров принадлежал, отказался соорудить своеобразные защитные стены от гигантских волн. Реальные факты, подтверждающие существование острова, отсутствуют, однако, многие жители утверждают, что до сих пор со дна моря раздаётся звон колоколов-призраков его затонувших соборов. Легенда также рассказывает, что в районе Песков Гудвина в кораблекрушениях погибло около 50 тысяч человек. Их корабли-призраки по сей день бороздят воды Ла-Манша.
Самый знаменитый и обсуждаемый из кораблей-призраков Песков Гудвина — трёхмачтовая шхуна «Леди Лавибонд», 13 февраля 1748 года потерпевшая кораблекрушение, следуя в Опорто. Все находившиеся на её борту люди погибли. Это плавание было обречённым изначально: на борту находилась невеста капитана, Аннета, а по морскому поверью, женщина на корабле — к несчастью. Руки этой леди также добивался помощник капитана, и, по одной версии, именно он вызвал крушение корабля в отместку капитана. Каждые пятьдесят лет 13 февраля «Леди Лавибонд» видят в районе Песков Гудвина.
Другая известная жертва Песков Гудвина — колёсный пароход «Виолетта». Более ста лет назад во время шторма, сопровождавшегося снегопадом, пароход пересекал пролив. Все, кто был на борту, утонули. Интересно, что призрак «Виолетты» повторил эту аварию в начале второй мировой войны, и её наблюдали работники маяка на Ист-Гудвине. Они послали шлюпку, чтобы проверить, что случилось, но ничего не нашли.
Но самым знаменитым кораблём-призраком по праву считается «Летучий Голландец». Вариантов легенды о Летучем Голландце существует немало. По одной из версий, капитан Ван-Стратен был настоящим упрямцем, он поклялся, что проплывёт вдоль Мыса Бурь, известного теперь под названием Мыс Доброй Надежды. Корабль затонул, а бортовая команда из мертвецов и сам капитан были обречены вечно странствовать по волнам вблизи злополучного места.
В немецком варианте легенды капитан фон Фалькенберг плавал в Северном море. Периодически его посещал Дьявол, и капитан играл с ним в кости, ставя на кон свою душу. Однажды капитан проиграл, и душа его превратилась в призрак, которому был вынесен суровый приговор.
В 1821 году в одном английском журнале был опубликован рассказ о корабле, плывшем вдоль Мыса Доброй Надежды, когда начался шторм. Команда умоляла капитана изменить курс, надеясь на укрытие в бухте, но капитан лишь обвинил матросов в трусости. Когда шторм усилился, капитан, грозя кулаком, проклял Бога за новое испытание. Тут же на палубе появился призрак. Капитан выстрелил в него, но револьвер взорвался у капитана в руке. Призрак ответил ему проклятием вечно носиться по волнам, бесконечно мучая матросов. Того, кто увидит обречённый корабль, ожидает беда.
Список кораблей-призраков пополняется и в наши дни.
Австралийский патрульный самолёт заметил 80-метровый танкер неизвестного происхождения в заливе Карпентария в 2006 году. Название судна — «Джиан Сен» — почти не распознавалось, но было на всех документах, которые нашли на пустом танкере. Никаких данных о том, что «Джиан Сен» незаконно рыбачил или перевозил нелегалов, не было.
Предполагается, что судно без команды шло на буксире, но трос оборвался. Дрейф корабля-призрака продолжался не один день, поэтому двигатели «Джиан Сен» запустить не удалось. Судно затопили на глубоководье. Политики высказывались, что на таких танкерах индонезийцы доставляют в Австралию мигрантов и наркотики.
Светлана Антохи
«Пражский телеграф»