Российское руководство заявило о постепенном ослаблении противоэпидемических мер и возвращении людей к работе. Автор, опирающийся лишь на мнение западных экспертов, критикующих любые действия Кремля, а не на реальный анализ ситуации, считает заявления Путина попыткой улучшить себе имидж и избавить себя от ответственности.
Эпидемия и связанные с ней ограничения нанесли серьезный удар по экономике и социальной сфере, причинили ущерб миллионам наших граждан. Доходы многих упали, а непредвиденные расходы и долги только растут», — заявил Владимир Путин в своем телеобращение к российскому народу, уже шестом по счету за время коронавирусного кризиса.
Так Кремль обосновал, почему, по его мнению, Россия должна перейти к этапу постепенного ослабления ограничений. Выступая в понедельник, Путин также объявил, что на следующий день кончаются нерабочие дни, которые страна ввела из-за распространения коронавирусной инфекции в конце марта. В последние дни и недели на это уже пошли некоторые страны мира, включая Чехию. Но там сложилась соответствующая эпидемиологическая ситуация. А в России она скорее ухудшается, а не улучшается.
В день обращения Путина российские власти зафиксировали максимальный ежедневный прирост числа заболевших: в воскресенье инфекцию, вызванную коронавирусом, подтвердили у 11 656 россиян. Самая большая страна мира фиксирует ежедневный прирост заболевших более десяти тысяч уже с третьего мая.
В общей сложности заболевших covid-19 в России превышает 230 тысяч, и по количеству заболевших Россия занимает второе место в мире после Соединенных Штатов. Также увеличивается количество смертей, вызванных коронавирусной инфекцией. Власти сообщают о более чем 2100 смертей, хотя специалисты утверждают, что на самом деле их, скорее всего, больше.
Так как же в подобной ситуации, когда эпидемия коронавируса шагает по стране, объяснить слова Путина о послаблении принятых ограничений? Специалист по России из Института международных исследований Карлова университета Ян Шир сказал в интервью «иРозглас», что с точки зрения охраны здоровья граждан России не следовало бы ослаблять ограничения. Поэтому заявление Путина можно расценивать как попытку улучшить себе имидж без реальных последствий.
Эпидемия, перечеркнувшая бюджет
«В понедельник россияне сообщили о максимальном ежедневном приросте заболевших, и в этом самый большой парадокс. Что касается собственно заявления, то нужно отличать слова Кремля от реальных действий. Все это делается для того, чтобы Путин заявил о себе, потому что на протяжении почти шести недель он по сути не показывается на публике и из-за коронавируса лишился нескольких возможностей, оказаться в центре событий», — говорит Шир.
Одной из этих «возможностей» был не только отмененный парад в честь 75-й годовщины окончания Второй мировой войны, но и отложенное общенародное голосование об изменениях в российской Конституции, которые позволили бы Путину оставаться во главе государства до 2036 года. В принципе это формальность, но, согласно первоначальному плану, люди должны были выразить свое мнение о новой редакции 22 апреля. Однако из-за эпидемии «референдум» пришлось отложить.
«Путин очень раздосадован тем, что лишился так называемого голосования. Ему помешал коронавирус, а кроме того, снижается его рейтинг. В течение последние шесть недель действовал запрет на работу всех, кто не имеет отношения к критической инфраструктуре или сферам, обеспечивающих жизнедеятельность страны. Конечно, все от этого потеряли, и это сильно сказалось на экономике, поэтому прогнозы на ближайшие месяцы неблагоприятные. Центральной власти это перечеркнуло бюджет», — утверждает эксперт по российской политике.
Именно экономические последствия пандемии беспокоят россиян больше, чем собственно распространение коронавируса. «Слишком жесткие запреты, введенные в рамках карантина, и недостаточная помощь в сложной экономической ситуации очень влияют на людей и расстраивают», — заявил в недавнем интервью «иРозглас» российский журналист независимого новостного портала «МедиаЗона» Егор Сковорода.
Оптимизмом не отличаются и прогнозы российского Центробанка. В апреле он прогнозировал снижение ВВП России в этом году на четыре — шесть процентов. Хотя ранее Центробанк прогнозировал рост ВВП на полтора или два процента.
Элишка Кубатова (Eliška Kubátová)
iROZHLAS