Грузия ищет новые пути в борьбе с финансовыми сложностями. На границе с Абхазией, на территории, покрытой торфяными болотами, Михаил Саакашвили начал строительство сказочного города небоскрёбов Лазики – будущего экономического сердца страны.
Сначала, как известно, было слово. Слово, данное Михаилом Саакашвили жителям городка Зугдиди, расположенного на границе с Абхазией. Как и весь регион, город получал основную прибыль от экспорта мандаринов и орехов в Россию, поэтому закрытие российских рынков после известных событий практически обрекло жителей приграничных регионов на нищету, в чём Саакашвили убедился своими глазами в декабре 2011 года во время неофициального визита. Тогда-то и родилась идея построить Лазику – курортный город и бизнес-центр на берегу Чёрного моря.
Предполагается, что Лазика возникнет на карте Грузии в течение 10 лет. Город должен стать вторым по численности населения (500 тысяч человек) и значению в стране, он также будет обладать автономным статусом и рядом экономических преимуществ, что должно привлечь иностранных инвесторов (по словам официальных представителей проекта, уже привлекло). В соответствии с замыслом, государство профинансирует только возведение инфраструктуры, всё остальное будут спонсировать бизнесмены из Америки, Китая и даже России, которые, по словам грузинских СМИ, уже подписали все необходимые документы.
Жители близлежащих посёлков полны энтузиазма. Екатерина Очиава рассказала корреспондентам американской газеты New York Times, что каждый день смотрит сделанное с помощью компьютерной графики промовидео проекта на YouTube и уже планирует открытие ресторана, где будет за умеренные деньги кормить туристов и бизнесменов со всех уголков мира.
Георги Вашадзе, заместитель министра юстиции Грузии, так ответил журналистам, попросившим прокомментировать идею строительства Лазики: «Мы посмотрели на карту Грузии, и оказалось, что 20–25% прибережья не используется. Мы молодые и толковые и хотим всё делать быстро. В отличие от Европы и Америки у нас нет времени 10 лет думать над проектом и только потом за него приниматься. Поэтому нам в головы иногда приходят безумные идеи».
Суровая реальность
Что же такого безумного в этой филантропической авантюре? Оказывается, почти всё. Во-первых, Лазику планируют построить не просто на пустом месте, а на болоте. Более того, болото это является природным заповедником и охраняется международными конвенциями, так что если Пётр построил свой город на костях крепостных крестьян, то Саакашвили построит свой на костях эндемичных видов птиц. Более того, нарушение природного равновесия в этой зоне грозит экологической катастрофой всему району, предупреждают специалисты. Дело в том, что осушение торфяных болот может спровоцировать оседание целого отрезка на побережье и размытие дюн, которые на данный момент предотвращают затопление обширного прибрежного региона, а значит, при отсутствии дюн рискует превратиться в Атлантиду не только сама Лазика, но и многочисленные деревеньки неподалёку.
Кроме перечисленных экологических осложнений, которые традиционно мало занимают лидеров развивающихся государств, Михаилу Саакашвили, естественно, придётся столкнуться с проблемами при самом строительстве. По оценкам строителей, чтобы поставить на такой поверхности небоскрёб, его фундамент должен простираться больше чем на 20 метров вниз. Впрочем, это всё только догадки, так как полноценная и необходимая по закону экологическая экспертиза на месте предполагаемого строительства так и не проводилась. Это, впрочем, не помешало начаться самому процессу. Сегодня на болотах Лазики работает команда из нескольких десятков строителей, они уже заканчивают фундамент футуристического здания городской администрации. По слухам, сдача этого первого небоскрёба планируется уже в сентябре. Глубину фундамента и прочие технические детали строители комментировать не стали.
Другая проблема, с которой Лазике придется столкнуться, если она всё-таки поднимется из болот – это привлечение 500 тысяч жителей, которые должны обеспечить функционирование нового бизнес-центра. В аграрной стране, где численность населения составляет 4,5 миллиона человек, а темпы урбанизации стабильно низкие, подобная задача кажется практические неосуществимой. Лазика поэтому рискует превратиться в своеобразный грузинский Детройт, только без героического прошлого.
Между тем, в Грузии совсем скоро состоятся выборы. Осенью – парламентские, а весной грузины будут решать, кого хотят видеть президентом страны. Эксперты сегодня единодушны во мнении, что новый срок для Саакашвили – это путёвка в жизнь для Лазики, при противоположном же раскладе событий грузинский Дубай так и останется мечтой, а людям из деревенек рядом с абхазской границей уже не на что будет надеяться.
Яна Гриднева
«Пражский телеграф»