Берлин принял решение окончательно отказаться от атомной энергетики и закрыть все свои атомные станции к 2022 г. Ряд экспертов видят за этим давление газового лобби, которое заинтересовано в увеличении поставок газа на европейский рынок.
Дело в том, что после закрытия атомных станций, которые сегодня обеспечивают порядка четверти всей вырабатываемой в стране электроэнергии, в Германии возникнет острая нехватка энергетических ресурсов. Быстро их можно компенсировать только за счёт угольных и газовых станций. Однако массовое возвращение к угольным станциям затруднено, поскольку они дают высокие выбросы парниковых газов, что недопустимо в силу решений ЕС об ограничении эмиссий.
Остаётся только газ, являющийся экологически чистым топливом. Ряд чешских политиков, которые обоснованно опасаются давления со стороны Германии и Австрии по поводу атомных станций «Темелин» и «Дукованы», заявляют, что решение Берлина приведёт к росту энергетической зависимости ЕС от России. Что, с их точки зрения, ничуть не лучше рисков, связанных с атомной энергетикой.
Нехватка электроэнергии в Германии из-за отказа от атомной энергетики неизбежно приведёт к повышению спроса на внешние ресурсы. Для того чтобы заполнить энергетическую нишу, ЧЭЗу необходимы будут новые источники энергии. А это означает – достроить АЭС «Темелин». В итоге отказавшиеся от атомной энергии немцы и австрийцы будут закупать электричество, произведенное на чешских атомных станциях, две из которых, кстати, работают на российском ядерном топливе производства корпорации ТВЭЛ.
Самым мудрым в этой ситуации оказывается «Газпром», который в случае отказа Европы от атомной энергетики увеличивает свои доходы за счёт роста поставок газа, а в случае «атомного ренессанса» благоденствует при поставках оборудования для АЭС, произведенного на принадлежащих «Газпромбанку» «Ижорских заводах» в Санкт-Петербурге и плзеньском заводе Škoda JS.
Наталья Судленкова
«Пражский телеграф»