Не хотим евро!

Идея введения евро в Чехии стремительно теряет популярность. Рядовые граждане боятся инфляции, экономисты — ответственности за долги других стран.
Только 22% чехов поддерживают принятие единой европейской валюты. Таковы результат недавнего опроса, проведенного чешским агентством STEM. Для сравнения, после вступления Чехии в Евросоюз, сторонников евро было в два раза больше. Среди причин нежелания чехов вступать в зону евро — опасения, связанные с подорожанием товаров и услуг, а также с нестабильностью еврозоны, некоторые члены которой не справляются со своими долговыми обязательствами. Даже чешские экономисты не могут однозначно ответить на вопрос, стоит принимать евро или нет.
 
Дискуссия о переходе на евро в Чехии началась сразу после вступления страны в Европейский Союз, однако принять единую валюту все эти годы не удавалось из-за дефицита бюджета ЧР: несколько лет подряд он не отвечал критериям для вступления в еврозону. Не помогло даже то, что в программных документах всех последних правительств Чехии принятие евро было записано как один из важнейших приоритетов.
 
С наступлением экономического кризиса задолженность в пределах 3 % ВВП в год снова стала казаться недостижимой целью, однако начатые реформы и намерение министров сократить дефицит бюджета дают надежду, что Чехия выполнит условия для принятия евро после 2012 года.
 
Привести мечту к реальности
 
Несмотря на то, что дата принятия евро уже несколько раз отодвигалась на более поздний срок, самые опытные экономисты страны — члены наблюдательного совета Чешского Национального банка — считают, что это очень выгодно. Действия правительства постоянно укрепляют крону, что помогает справиться с инфляцией, и не «съесть» сбережения граждан.
 
Правда, не все экономисты уверены, что так может продолжаться длительное время. По словам вице-президента Союза промышленности и транспорта Станислава Казецкого, проблема состоит в том, что курс кроны по отношению к другим иностранным валютам не отвечает реальным экономическим показателям. Связано это с действиями инвесторов на бирже, и как только ситуация в других странах стабилизируется, крона — из-за оттока инвестиций в эту валюту — может и ослабнуть.
 
Казецки обращает внимание и на то, что чешская экономика очень сильно ориентирована на экспорт, а это один из главных доводов в пользу принятия единой европейской валюты.
 
Скажи евро: «Да!»
 
В Чехии традиционными приверженцами евро являются экспортёры. Для них сильная крона означает утрату конкурентоспособности: рабочая сила с каждым годом становится дороже, соответственно, произведенные в стране товары тоже дорожают, а всё это вместе со временем может привести к краху некоторых фирм и последующему росту безработицы.
 
То есть, для работающих по найму принятие единой валюты Европы должно быть выгодным. В этом случае они с большей долей вероятности не потеряют свои рабочие места. Кроме этого, в случае введения евро, можно надеяться, что в Чехию потекут новые инвестиции, так как европейскому инвестору выгодно вкладывать свои средства туда, где отсутствует давление со стороны постоянно колеблющегося курса валюты и не приходится перечислять банку платежи за конвертирование.
 
Кстати, именно страх потери новых инвестиций и заставляет чешских политиков серьёзнее озаботиться вопросами евро. В единый валютный клуб усиленно собирается Польша — главный конкурент Чехии в привлечении инвестиций, например, из Германии.
 
Бережливые будут в выигрыше
 
Граждане могли бы выиграть от принятия евро и в том случае, если они имеют сбережения. При принятии евро свою «твёрдую» крону они могли бы обменять по очень выгодному курсу. Дело в том, что, как отмечают эксперты, чешская экономика не столь богата, как сильна её валюта, а это значит, что люди со сбережениями от обмена даже выиграют. Сэкономить могли бы и те, кто получает оплату за свои товары и услуги из-за границы. С принятием евро не надо будет платить банкам за операции по обмену валюты.
 
Единственным, связанным с евро риском — для рядовых граждан — является инфляция. С этой проблемой столкнулись все страны еврозоны. Это значит, что опасения чехов по поводу подорожания продуктов вполне обоснованны. А экономист и бывший министр промышленности и торговли ЧР Владимир Длоуги к тому же считает, что евро существует слишком короткое время, чтобы можно было объективно оценить плюсы и минусы его принятия.
 
Александра Вагнер
«Пражский телеграф»