Их жизнь резко разделил июнь 1941-го – самая кровавая в истории война разрубила напополам, как и жизни многих сотен тысяч советских семей. Александр Осипович Иванов, мой прапрадедушка, был сотрудником Московского института инженеров транспорта Наркомата просвещения СССР (нынешний МИИТ).
В 43 года он, отец четырёх детей с правом на отсрочку, ушёл на фронт ополченцем. В первые дни войны он слал домой «треугольники», где описывал, как сотни советских солдат шли на немца с лопатой. А в Москве эти письма аккуратно разворачивала жена, Наталья Сергеевна, поднимавшая на ноги четверых дочек и маленького племянника.
А потом фронтовые письма вдруг перестали приходить. Александр Осипович пропал без вести в боях под Ельней Смоленской области, так и не увидев, как растут его дочери.
Спустя годы мы не смогли найти даже точное место захоронения деда. А Наталья Сергеевна не верила, ждала и вплоть до своей смерти уверяла всех: «Он живой, он когда-нибудь вернётся домой».
Она любила Александра Осиповича всю жизнь, выходила на своём горбу детей, дала им дорогу в жизнь – жизнь без страшной войны, забравшую у Натальи Сергеевны самого дорогого человека на свете – мужа. Мужа, бившего немца лопатой в июне 1941-го.
Константин Колмаков,
Москва