Вокруг реконструкции советского мемориала на пражском Ольшанском кладбище в последнее время ведутся споры. Звучат критические замечания в адрес проводящего её российского посольства, обсуждаются допущенные на обелисках ошибки.
В редакцию «Пражского телеграфа» поступило письмо чешского писателя и публициста Зденека Грабицы, который предлагает ознакомиться с его взглядом на проблематику Ольшанского кладбища.
Родившийся в Праге «неистовый репортёр» Эгон Эрвин Киш оставил журналистам наказ: «Делая репортаж, не оступись на пороге кладбища!».
Именно захоронения павших героев чаще всего отражают правду истории. Для чехов, словаков, жителей Моравии и Силезии, родственников погибших граждан России, Украины, Белоруссии, Казахстана таким святым местом является мемориальное кладбище воинов Красной (Советской) армии на Ольшанах. Недавно я вновь посетил это кладбище, в том числе и потому, что услышал о спорах, которые сейчас вокруг него ведутся.
Основанное в мае 1945 года Ольшанское кладбище, где нашли вечный покой бойцы Красной армии, относится к одним из крупнейших на территории Чехии. Чешская общественность на местах, в регионах, проявляет заботу о могилах красноармейцев в меру своих финансовых возможностей, а также информирует посольство России о приходящих в упадок могилах. Представители российского посольства постоянно выезжают на осмотр захоронений практически по всей Чехии. По их словам, чешские граждане с пониманием относятся к этим священным могилам.
Трудно представить, что такое реконструкция большого кладбища. Захоронение погибших в 1945 году нельзя мерить сегодняшней меркой. Красноармейские книжки многих были разорваны фашистскими пулями. Чешские добровольцы и военные специалисты, хоронившие эксгумированные тела в отдельные или братские могилы, встречались с многочисленными проблемами. Одна из них заключалась в том, что они не знали кириллицы, которая сильно отличается от латиницы. С самого начала появлялись ошибки в надписях на отдельных могилах – в написании имён, отчеств и фамилий бойцов. К сожалению, с течением времени некоторые из них исправить уже нельзя. Ошибки были и в списках и их копиях. Сейчас они иногда обнаруживаются и устраняются, в этой работе участвуют близкие родственники погибших, а также историки и исследователи.
Российское посольство благодарно чешским сподвижникам, которые попытались восстановить в 1945 году эти имена. Конечно, были допущены ошибки, которые, к сожалению, так и остались на многих могилах.
Что касается непосредственно реконструкции кладбища, которая началась ещё в 2006 году, то нужно отметить, что эта работа очень сложная, объёмная и кропотливая. Она включала в себя замену свыше четырёх сотен изношенных надгробий, тротуарной плитки, уточнение, насколько это возможно, имён погибших красноармейцев, реставрацию сохранившихся фотографий.
Мемориал сооружался после окончания войны во второй половине 40-х годов, исходя из доступных тогда материалов и технологий. За минувшие почти 70 лет произошёл неизбежный физический износ материала. Бетон с добавлением мраморной крошки было необходимо заменить на современный отшлифованный гранит. На фотографиях, сделанных в 2006–2009 годах, видно, что многие надгробья покрылись трещинами, элементарно начали разваливаться, а тротуарная плитка во многих местах покрылась плесенью.
На основе принципа взаимной помощи российской стороной ведутся работы по сохранению захоронений чехословацких легионеров на территории России. Согласно российско-чешскому межправительственному соглашению «О взаимном содержании воинских захоронений», мемориальные объекты, находящиеся на территории каждого из государств-участников Соглашения, находятся на «попечении» властей этого государства. Соответственно, работы по сохранению мемориалов красноармейцев в достойном состоянии, в том числе на Ольшанском кладбище, должны выполняться чешской стороной. Российская сторона учла финансовые трудности чешской стороны и приняла на себя расходы по реконструкции мемориала на Ольшанском кладбище. Российское посольство в пределах своих возможностей контролирует соблюдение данного документа.
Добавим, что мемориал воинам Красной армии на Ольшанском кладбище находится под охраной Национального института охраны памятников ЧР, его состояние также курируется отделом культуры и охраны памятников магистрата города Праги. Эти организации дали свои разрешения на ведение работ по реконструкции.
Необходимо отметить, что в 2006 году на Ольшанском кладбище было украдено 11 бронзовых барельефов, а в 2008 году – 73 барельефа. Некоторые могилы погибших красноармейцев были серьёзно повреждены, было повреждено несколько фотографий павших. Никогда раньше такого у нас не случалось. По договорённости с руководством Ольшанского кладбища и с целью предотвращения неблаговидных инцидентов в будущем было решено заменить барельефы на аналогичные пластиковые.
Следует также принять во внимание, что работы можно было вести только в тёплое и сухое время года. Также на сроках реконструкции сказалась необходимость отказаться от услуг ряда фирм из-за неудовлетворительного качества производимых ими работ. Подчеркнём, что работы по реконструкции мемориала ещё не закончены, в частности проект общей обзорной доски всех захоронённых находится в стадии разработки.
Я много раз бывал на объектах, сооружённых в память о боях за освобождение Чехословакии в 1944–1945 годах, и интересовался, почему они отличаются друг от друга. По словам представителя Министерства обороны Российской Федерации, воинские захоронения, как стандарт, представляют из себя обрамлённую бетонным бордюром могилу, обелиск с красной звездой, серпом и молотом – символами принадлежности воина к Красной армии, начёртанные на обелиске данные о погибшем – имя, отчество, фамилия, даты рождения и смерти, воинское звание. Фотографии устанавливаются по желанию родственников. Как я узнал, возможен отход от этих правил по согласованию с родственниками и местными властями.
Ещё раз посетив на Ольшанском кладбище места захоронения красноармейцев, павших при освобождении Чехословакии в 1945 году, я убедился в том, что в вопросе ухода за захоронениями необходимы совместные чешско-российские шаги. Это единственный возможный путь.
«Пражский телеграф»