Галина Фёдоровна Гилькина: мне еще долго снилась война

Поколение сороковых, на долю которых пришлась самая жестокая война прошлого столетия, можно смело назвать поколением героев. Ну разве не геройский поступок – 14 летней девчонкой попроситься на фронт, вытаскивать с поля боя на своих хрупких плечах тяжелораненых бойцов и отправлять их в тыл?
Свой посильный вклад в дело Великой Победы над фашизмом внесла медсестра военно-санитарного госпиталя Галина Гилькина, юность которой пришлась на те самые суровые времена…
Сегодня Галине Фёдоровне 84 года, она живёт в пригороде Праги. Своими воспоминаниями о военных годах ветеран поделилась с корреспондентом ПТ Марией Урсул.
Галина Фёдоровна, Вы помните своё довоенное детство?
Очень хорошо помню. Мы жили в Москве на Новинском бульваре в доме князя Щербатова. Наша улица была знаменита тем, что на ней находился двухэтажный дом, где в своё время жил Грибоедов, чуть поодаль – стоял дом Шаляпина.
Помню, как по бульвару ходили цыгане с бубном, с танцующим медведем и мартышкой. Звучала музыка, песни… Помню, как мы все с нетерпением ждали их появления, чтобы посмотреть красочное зрелище, на которое сбегались все жители района.
Ещё помню, как нас, воспитанников детского сада, водили на экскурсию в дом Толстого.
К моменту начала войны Вы успели закончить школу?
До войны я успела закончить 7 классов 99-ой школы (которая находилась у нас во дворе), мне было тогда 14 лет.
Как Вы попали на фронт?
10 девушек из нашей школы, в том числе и я, пошли на призывной пункт и попросились добровольцами на фронт. Нас отправили на шестимесячные курсы медицинских сестёр, затем началась служба, мы перевозили раненых с передовой в тыл.
Не могу себе представить, как девочки-подростки выносят на себе взрослых мужчин.
У нас служили санитарами мужчины после 40 лет, которые по состоянию здоровья не могли воевать, вот они нам и помогали. Среди санитаров было много украинцев. У меня помощником был пожилой мужчина по фамилии Тяпочкин, хороший был человек, всё время звал меня «Галиня». «Галиня, далеко не беги, там стреляют!»
В чём заключалась ваша работа?
Мы брали раненых с передовой, отвозили на 2-3 километра от линии фронта и передавали в тыловые поезда, а сами возвращались обратно. Мы были так называемой временной «фронтовой летучкой», или ввсп – временный военно-санитарный поезд 1117 Первого Белорусского фронта.
Помните кого-то из спасённых Вами?
Помню одного тяжелобольного молодого человека, младшего лейтенанта. Он умирал, срочно нужна была кровь, и ни у кого, кроме меня, не было нужной группы. А у меня – первая группа положительный резус. Я, конечно же, отдала свою кровь, он выжил, поправился. Потом ещё много лет писал мне благодарные письма, писали его родные, жена.
С тех пор Вы стали постоянно сдавать свою кровь раненным?
Да, после этого я ещё двадцать лет сдавала кровь, стала почётным донором. Каждые два месяца сдавала. Может быть, благодаря этому я ещё держусь.
Ваш санитарный поезд попадал под бомбёжку?
Конечно. Помню, это было зимой… На наш поезд налетели вражеские самолёты и, несмотря на то, что на вагонах были нарисованы красные кресты, начали нас бомбить и обстреливать. Все стали разбегаться в поисках укрытия, вот их-то немцы в первую очередь и уничтожили. А я с двумя девчонками оказались под вагоном, это нас спасло.
Помню, как хоронили наших подруг, товарищей, врачей, мы все плакали…
Потом те, кто выжил, пошли в лес искать белорусских партизан (дело было в западной Белоруссии). И мы их нашли. Нас хорошо приняли, накормили, обогрели. А когда вновь сформировался наш санитарный, мы вернулись к своим прежним занятиям.
Страшно было?
Вы знаете, ничего не боялась по молодости.
Были в то трудное время какие-то светлые моменты, может быть, праздники?
Конечно! Помню, как отмечали первую годовщину создания Первого Белорусского фронта: у нас состоялся большой концерт, мы соорудили на грузовиках импровизированную сцену, собрались солдаты, офицеры, а в первом ряду сидел сам маршал Рокоссовский. Я на этом концерте исполняла лезгинку, «Яблочко», «Цыганочку». Специально для этого мне сшили сапоги, чтобы могла танцевать на носках. После представления командующий подошёл ко мне, обнял, поцеловал в щёчку и сказал: «Молодец, хорошо танцуешь».
Вам довелось повидать много раненых солдат, офицеров. Как они переносили выпавшие на их долю тяготы войны, тяжёлые ранения?
Они очень стойко держались, тихие были, спокойные. Мы бережно укладывали их на носилки, грузили в теплушки и отвозили к санитарным поездам.
Страха от бомбёжек не осталось?
Нет. Но потом мне ещё долгое время снилась война.
Где Вы начали войну и где закончили?
Наш поезд был сформирован под Москвой, а закончила я войну в Дрездене. После этого нас отправили в Японию, на Дальний Восток.
Там воевалось так же уверенно и бесстрашно?
Да, однажды мне даже удалось взять в плен японца.
Как?!
Я стояла на посту, с винтовкой ТТ, охраняла наш поезд. И вдруг вижу – кто-то крадётся к поезду. Я закричала: «Стой! Выходи!» Это был японец, он поднял руки, и я привела его к нашему начальнику поезда, майору медицинской службы Геннадию Холкину. Что потом было с пленным, не знаю.
Чем занимались после войны?
Я решила пойти в ветеринарный институт, работала во Всесоюзном научно-исследовательском институте ветеринарной санитарии. Мы выезжали в разные регионы страны, делали животным прививки от различных заболеваний.
В Чехию как попали?
После смерти мужа я осталась одна, и дочь, которая к тому времени уже проживала в Чехии, позвала меня к себе.
Не тянет на Родину?
Сейчас уже нет. Я здесь привыкла, здесь живут мои самые близкие, родные люди – дочь, внук, и мне здесь очень нравится.
Вы чувствуете поддержку Родины?
Конечно, наше посольство не оставляет нас без внимания, постоянно приглашает на различные мероприятия, дарят подарки, всегда интересуются, не нужна ли нам помощь, готовы в любую минуту прислать врача, если надо – машину. Ко дню Победы президент страны присылает поздравительные открытки. Спасибо большое.
«Прпжский телеграф»

 

Галина Фёдоровна Гилькина родилась 28 января 1927 года в Москве. В 14 лет добровольцем пошла на фронт, служила в санитарном поезде.
Награждена Орденом Отечественной войны, медалями: Жукова, «За победу над Японией», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией». Является Почётным донором СССР.