Многие утверждают, что Остраву лучше всего познавать из окон трамвая. Действительно, разветвленная трамвайная сеть делает из отдельных районов единый организм и посмотреть можно все значительные места. Но я предпочитаю пешеходное знакомство , поэтому с удовольствием воспринял предложение совершить прогулку по центру города в сопровождении профессионального гида. Гид оказался еще и энтузиастом и патриотом, поэтому его изложение истории Остравы, запечатленной в урбанистике, было увлекательным и насыщенным.
Ныне третий по величине город республики (316 000 жителей) получил городские права где-то между 1267 и 1276 годом. Это был ничем не примечательный городишко, пока в 1362 году император Карел Четвертый не дал ему право устраивать 16-дневную ярмарку, что сделало из тогдашней Моравской Остравы значительный центр средневековой торговли.
Потом в судьбе города было всякое – периоды расцвета сменялись десятилетиями упадка, связанного с войнами, пожарми и разрушениями. Поэтому и средневековых памятников сохранилось мало. Один из них – костел св. Вацлава, относящийся к XIII веку, а рядом с ним последние остатки бывшего крепостного вала. На площади Масарика гид показывает нам ще одно сохранившееся здание – старую ратушу, датируемую 1539 годом, которая приветствовала нас колокольным перезвоном. Сейчас в здании городской музей. Его самый ценный экспонат «Ландекская Венера» — статуэтка из кости величиной с палец. Она была найдена в пятидесятые годы при раскопках в пригороде Ландек, где еще раньше было обнаружено поселение первобытных людей, уже тогда пользовавшихся здешним углем. Наш сопровождающий не без гордости сообщает, что не в пример известным археологам аналогичным древним фигуркам, Ландекская Венера по-современному стройна.
Изображение находки вошло во все монографии о палеолите Европы и первобытном искусстве, в учебники археологии и истории.
Во второй половине ХVII века произошло событие, в корне изменившее местный край. Местный кузнец Кельтичка догадался подбросить в пылающий горн черные камни, найденные поблизости. Так был снова обнаружен – первобытная находка давно забылась — каменный уголь, основа преобразований Остравы.
И если на Клондайке в свое время царила «золотая горячка», то вокруг Остравы началась настоящая «угольная горячка»: горючий камень добывали в многочисленных копях, а рядом вырастали домны и смежные металлургические производства. Город богатеет, в нем возводятся массивные административные здания, дворцы, банки, театры, богатые виллы и, естественно, храмы.
Обращаю внимание на чистоту улиц – поразительный контраст, если сравнивать с Прагой. На центральной площади прямо из земли рвуться струи фонтанов, там же резвятся детишки, игрвет гармонист…
А чуть дальше вовсю кипит громадная стройка. Гид объясняет: в 1853 году на тогдашней городской окраине возникла коксохимическая фабрика «Каролина». Но город рос так быстро, что она вскоре оказалась в центре города. Теперь же большую часть фабрики снесли и на освободившемся месте в темпе строят крупный торгово-развлекательный и жилой район под названием Новая Каролина.
Одним из самых любимых детьми мест Остравы считается Минимуни» — то есть мир в миниатюре. Здесь «на пятачке» они могут видеть основные знаковые европейские сооружения, например, Пизанскую и Эйфелеву башни.
Город создан руками людей. По составу – Острава всегда была, как чешутся написать руки, городом-интернационалистом: в ней дружно, без розни и козней, жили чехи, немцы, поляки и евреи. Последняя мировая война и здесь отметилась: евреев извели, немцев изгнали, многие поляки сами съехали на историческую родину. Гид показывает нам на углу улиц 28 Октября и Зейерова рельеф – это маленькое напоминание о когда-то стоявшей здесь главной синагоге города…
Андрей Фозикош
Часть 2.
Материалы по теме:
Острава: Не только «стальное сердце республики»
Неизвестное о Чехии: Самый маленький
Прага — в десятке лучших с точки зрения шопинга городов Европы