Одним из любопытнейших нетуристических районов центра Праги, безусловно, является Новый Свет, расположенный влево от Лореты, если смотреть в сторону собора Св. Вита. Он состоит из нескольких улочек, примыкающих к той, что дала ему название. Район возник в XIV в., когда дворцовая челядь начала селиться вдоль потока Бруснице — сразу за стенами Пражского Града. Название Новый Свет место это получило не в честь, тогда ещё не открытой Америки, а в противовес свету Старому — внутри крепостной стены Града.
Квартал бедноты
Низкие деревянные домишки лепились друг к другу, улочки были тесны и полны нечистот. Часто случались пожары, выжигавшие дотла одно строение за другим. Жизнь в Новом Свете была тяжёлой. Населяла его одна беднота. Но если кошельки обывателей и не были набиты звонкими монетами, то «виртуального» золота у них было хоть отбавляй. Почти каждый дом в Новом Свете имеет название, и почти каждое название отливает благородным металлом. Тут и «Золотая груша», и «Золотая гроздь», «золотые» звезда, куст, дерево, аист и так далее.
Между двумя мировыми войнами жильё в домиках с золотыми названиями по-прежнему было низкобюджетным, так что журналисты даже прозвали район Чешским Неаполем. На верёвках, натянутых через улицу, сушилось бельё, а жители, экономя на освещении, занимались домашними делами во дворе.
Видимо, не напрасно говорят о мистической природе чешской столицы. Постепенно, неся золото лишь в своих именах, район Новый Свет и впрямь стал одним из самых желанных и дорогих. И даже во времена социализма, когда здесь не было ни водопровода, ни канализации, так что за водой приходилось ходить с ведром, а нужду мужчины обычно справляли за стоявшей там телефонной будкой, жильё здесь можно было получить только по большому блату.
Свет романтики
Отчего так? Оттого, что Новый Свет полон романтики. Здесь разыгрывались душещипательные истории любви и отчаяния. Известный чешский писатель Якуб Арбес жил здесь сам и сделал Новый Свет местом действия своих произведений. Единственный в Праге деревянный дом, расположенный на углу улицы Черниновой и Новый Свет, недавно тщательно восстановленный муниципалитетом, был местом, где жила героиня «Чудотворной Мадонны» Исмена. Её история грустна и поучительна. Незаконнорожденная дочь священника, жена недостойного мужа, для которого существовал лишь один сорт женской красоты – красота Мадонны, Исмена, для того чтобы стать краше, начала принимать мышьяк и, в конце концов, умерла от отравления.
С начала ХХ столетия Новый Свет становится излюбленным местом творческой интеллигенции. Здесь жил знаменитый чешский художник Ян Зрзавы, который признавался, что нигде ему не жилось так же хорошо. В доме «У золотого солнца» жил и работал художник-график Йиржи Андерле, работы которого находятся в нью-йоркском Метрополитен-музее.
Одним из самых заметных обывателей Нового Света долгое время был чешский кинорежиссёр, сценарист, художник, сценограф, скульптор и аниматор Ян Шванкмайер, творчество которого высоко ценимо знатоками «умного» кино и повлияло на становление такого популярного режиссера, как Тим Бёртон.
Дом Тихо Браге
При входе в Новый Свет с Оленьего рва расположен небольшой дом «Золотая нога». Над входом в него висит табличка, утверждающая, что здесь жил датский астроном и математик Тихо Браге. Это совсем не так. Тихо, приехавший в Прагу по приглашению знаменитого короля–алхимика Рудольфа II, остановился чуть дальше — там, где сегодня находится гимназия им. Иоганна Кеплера.
Тем не менее учёного многое связывает с жизнью Нового Света. Примыкающий к району монастырь капуцинов едва не закрылся благодаря стараниям темпераментного датчанина. На заднем дворе монастыря располагалась его обсерватория, и звон колоколов, по нескольку раз на дню созывающий монахов на молебен, отвлекал астронома от работы. Будучи не только придворным астрономом, но и астрологом, Тихо имел рычаги воздействия на короля. Он составил подложные карты звёздного неба, которые явно свидетельствовали о заговоре капуцинов против жизни Рудольфа. Король немедленно издал указ об изгнании ордена из Чехии, однако верховный канцлер отказался поставить на нём свою резолюцию, чем и спас этот старейший из Пражских монастырей.
Церковь при монастыре, посвящённая Деве Марии Ангельской, до сих пор является местом молитв жителей Нового Света. На склоне своих лет Ян Зрзавы, и после своего переселения ходивший молиться исключительно в эту церковь, задумал написать для неё два полотна, но, к сожалению, не успел.
Сейчас Новый Свет – это один из немногих уголков Праги, в котором случайный турист может побыть один на один с городом, каким он был в эпоху средневековья. Остаться равнодушным к очарованию низеньких домиков и кривых тенистых улочек невозможно, ведь всё здесь, споря с названием, излучает свет старого романтического времени.