Борис Михайлов: «Сборная Канады на Олимпиаде играла в советский хоккей».

Бориса Михайлова игроки российской ветеранской сборной по хоккею, независимо от возраста, называют уважительно «Борис Петрович». К мнению его прислушиваются безоговорочно.  Борис Майоров говорит негромко, но веско, взвешивая каждое слово, и скрытая сила ощущается в интонациях, тембре голоса, манере держаться. С лучшим хоккеистом Советского во время встречи ветеранских сборных СССР и ЧР Союза в Карловых Варах беседовала шеф-редактор газеты «Пражский телеграф» Наталья Судленкова.

           Борис Петрович, чем отличается тот хоккей, в который играли Вы, от хоккея, в который играют сейчас?

          Мне бы не хотелось сравнивать, потому что в наше время был совсем другой хоккей. И тот хоккей, в который мы играли, нравился всем болельщикам всех стран. А сейчас хоккей изменился, быстрее стал, больше силовых единоборств. Сегодняшнему поколению он тоже нравится. Но нам — не очень.

           А  чем не нравится?

           Если я буду говорить, чем именно не нравится, то это уже будет сравнение, а я не хочу сравнивать, потому что раз сегодняшним болельщикам нравится хоккей, пусть он и идёт своим чередом. А то, что нравилось моему поколению, у нас останется в памяти на всю жизнь.

           Когда смотришь записи старых матчей, то обращаешь внимание на то, что скорости ниже, чем сегодняшние. Так это нас самом деле или только кажется?

           В нашей профессии есть сумма скоростей, а есть скорость мышления, ум игрока. Это две разные вещи. Можно очень быстро кататься на коньках, а толку никакого. А скорость мышления – это быстрота паса, быстрота точного паса. И с динамикой хорошего катания получается очень и очень здорово.

           Вы упомянули об уме игроков. В чём этот ум проявляется?

           Ум – это как игрок видит поле, как он мыслит. Можно очень хорошо кататься на коньках, но немножко слабее мыслить. Быстрота хоккея заключается не в быстром катании, а в скорости перемещения шайбы. Мгновенная оценка ситуации, реакция на шайбу — вот это и называется ум.

           Можете ли Вы как тренер, с первой же тренировки оценить перспективы игрока, его ум?

           Я нет. И, думаю, никто не может определить с первого раза, будет ли игрок хорошим или нет. Потому что надо посмотреть, как он катается, что он делает с шайбой,  как он держит голову, очень многое надо посмотреть. Это покажет только время, когда ты пообщаешся, понаблюдаешь, посмотришь на недостатки, посмотришь, за счёт чего их можно исправить или скрыть.

           Есть хоккеисты невысого роста, которые показывают феноменальные результаты. Что ведёт человека? Какая внутренная сила его толкает?

           Есть хоккеисты очень высокие, сильные. Высокие игроки менее подвижны, они, как правило, любят силовые единоборства. Есть средние по росту хоккеисты, но более вёрткие, они выигрывают за счёт подвижности и ума, скорости или видения поля.

           А какую роль играет воля к победе? Может ли тренер её как-то интенсифицировать?

           Конечно, может. Он просто может в учебно-тренировочном процессе заставлять игрока работать через «не могу». Что такое воля? Воля – это когда игрок устаёт, но заставляет себя работать на сверхусилие, где он побеждает сам себя, свой характер. Воля заставляет побеждать более сильных игроков, потому что воля придаёт энергию. Воля – это когда человек не хочет проигрывать. А это многого стоит.

          Можно ли волю воспитать? Или человек должен с ней родиться?

           Волю воспитать можно. Игрок должен стремиться к тому, чтобы всегда быть победителем.  В определённый момент он должен заставить себя победить более сильного на тот момент соперника. Сегодня он проявил волю, но проиграл, потом опять он её проявит и победит, и он привыкнет, что эта воля к победе заставит его работать на пределе своих возможностей.

           Как Вы оцениваете создание Континентальной хоккейной лиги? Может ли на самом деле КХЛ противостоять НХЛ?

           Создание КХЛ очень своевременно в нашем хоккее, оно дало толчок развитию российского хоккея.  Нет самоцели соревноваться с НХЛ, просто Дмитрий Медведев и всё руководство страны, которое заинтересовано в развитии российского хоккея, поставили задачу сделать КХЛ не хуже, чем НХЛ.

           Это реально? Традиции в НХЛ создавались десятилетиями…

           Не сразу всё получится, но сдвиги уже есть. К нам поехали люди, которые играли в НХЛ много лет и сейчас захотели попробовать себя в КХЛ. Я думаю, что лет через десять мы выйдем на высокий уровень, и будет тесное сотрудничество между КХЛ и НХЛ. К нам пытаются пробиться команды и из Чешской Республики, и шведы, и Латвия, и Белоруссия, сейчас Украина. Если все финансовые вопросы будут решены, то все эти команды появятся в КХЛ.

           Часто можно услышать сомнения, что европейским хоккеистам сложно будет преодолевать большие расстояния России…

           Это тяжело. Нельзя же сравнить Финляндию или Чехию с Россией. Конечно, расстояния между городами большие. Если в Чехии ездят на автобусе, то в России приходится летать. В этом году мы в КХЛ сделали зоны по территории. Те команды, которые придут из Европы, буду играть на Западе, команда, которые ближе к Востоку, будут играть на Востоке.  Это решаемый вопрос, просто дело времени.

           Как Вам, двукратному чемпиону Олимпийских игр, было смотреть на разгромный проигрыш российской сборной на Олимпиаде в Канаде?

          Конечно, для нас и для всех, кто болеет, это была трагедия. Но в тот вечер команда Канады оказалась намного сильнее нашей. Сейчас разбираются специалисты, почему в такой ответственный момент наша команда так провалилась. И ищут пути того, чтоб в дальнейшем это не повторялось.

           То есть, кроме обычного везения, удачи, есть какие-то ещё факторы, которые можно посчитать?

            С моей точки зрения, где-то немножко не хватило везения, где-то неправильно была построена тактика, где-то не проявили волю, мужество.

             Можно проиграть, но не с таким счётом и не так. С моей точки зрения, не все игроки выполняли игровые задания, а это всё в сумме даёт очень много минусов. В тот вечер сборная Канады была просто великолепна. Она играла cоветский хоккей.

           А советский хоккей это какой хоккей?

           Советский – это хоккей времён Старшинова, Альметова, Фирсова.  Это техничный, комбинационный хоккей.

 

ВСТАВКА: Когда великого хоккеиста Всеволода Боброва попросили высказать отношение к дебютанту сборной СССР Борису Михайлову, он сказал, что ему у новичка нравится боевитость. И пояснил: «Если Борис держит шайбу — у него почти невозможно её отнять. Если он потерял её — сейчас же бросается за «обидчиком» и нередко заставляет соперника отдать её обратно. Своеобразная манера обводки (с нарастающим ускорением), идеальная выверенность паса, неудержимая стремительность и решимость в атаке, презрение к любой опасности на льду — вот качества, которые стремительно выводят его в число форвардов экстра-класса. И эта неудержимость передаётся его тройке, становится её девизом и её знаменем».

 

ВСТАВКА: Борис Петрович Михайлов родился 6 октября 1944 г. в Москве. Отец работал слесарем-водопроводчиком. Мать  трудилась на табачной фабрике «Ява».

Выступал в 1962—1965 за команду «Энергия» (Саратов), в 1965—1967 за «Локомотив» (Москва), в 1967—1981 за ЦСКА (Москва). В чемпионатах страны он забросил 428 шайб (в 572 матчах) — больше, чем кто-либо в советском хоккее. Борис Михайлов заслуженный мастер спорта, двукратный олимпийский чемпион, восьмикратный чемпион мира, семикратный чемпион Европы, одиннадцатикратный чемпион СССР, четыре раза в составе ЦСКА совершал круг почёта с Кубком СССР и девять раз после выигрыша Кубка европейских чемпионов. 6 раз признавался лучшим нападающим года СССР и дважды — лучшим хоккеистом сезона. Обладатель «Золотой клюшки» лучшего хоккеиста Европы.

Заслуженный тренер России. В 1981—1984 и 1992—1997 и с 2002 — главный тренер СКА (Ленинград и Санкт-Петербург); в 1997—1999 — главный тренер ЦСКА. В 1993—1997, 2000—2002 — главный тренер сборной команды России. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта».